Адаптированная образовательная программа обучающихся с интеллектуальными нарушениямин
Описание образовательной программы
1.Адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФАООП УО) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее - Стандарт) и
в соответствии с
ФАООП.
2.
Содержание АООП УО представлено
учебно-методической документацией (
учебный план, календарный
учебный график, рабочие программы
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы),
определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) .
3.
АООП адаптирована с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
АООП будет реализована
в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и через
индивидуальные занятия.
Обязательной является
организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих,
так и особых образовательных потребностей обучающихся.
Для обеспечения
возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая форма ее
реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при
необходимости с использованием ресурсов и иных организаций
4.
В основу разработки АООП УО заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный
подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение
дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход
основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики
развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Деятельностный подход
в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством
реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам
образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение
обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность
их продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное повышение
мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и
поведения;
обеспечение условий
для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых
учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых
элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.
5.
В основу АООП УО положены следующие принципы:
принципы
государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования,
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся);
принцип коррекционно-развивающей
направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности
обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом
особых образовательных потребностей;
принцип практической
направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым
материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и
умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных
задач;
принцип воспитывающего
обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений
(правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий, адекватных способов
поведения в разных социальных средах;
онтогенетический
принцип;
принцип
преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех
этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
принцип целостности
содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и
взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными
предметами, входящими в их состав;
принцип учета
возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных
областей и результаты личностных достижений;
принцип учета
особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип направленности
на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной
им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса
усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности
в реальном мире;
принцип сотрудничества
с семьей.
6.
Структура АООП УО включает целевой,
содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями
Стандарта.
7.
АООП УО имеет два варианта: адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее - АООП УО (вариант 1) и адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2) (далее - АООП УО (вариант 2).
Каждый
вариант АООП УО содержит
дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее
реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых
образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с
умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от выраженности
основного нарушения, наличия других нарушений развития, места проживания
обучающегося, вида образовательной организации. В соответствии с требованиями
Стандарта образовательная организация может создавать для каждой нозологической
группы два варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) - варианты 1 и 2.
Обучающийся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в
пролонгированные сроки образование по АООП (варианты 1 и 2), которое по
содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного
обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих
ограничений здоровья.
На
основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется
(специальная индивидуальная программа развития; далее - СИПР), к которой может
быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные
планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся
с умственной отсталостью.
АООП
для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в
части создания специальных условий получения образования.
Определение
одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по
результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.