Рабочая программа по родному (кабардино-черкесскому) языку в 4 классе (ID 1876569) с.п.Верхний Курп 2023 Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык». НОО СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка .................................................................................. Содержание обучения .................................................................................... 4 класс........................................................................................................ Планируемые результаты освоения программы на уровне начального общего образования ......................................................................................... Личностные результаты........................................................................... Метапредметные результаты................................................................... Предметные результаты........................................................................... Тематическое планирование........................................................................ 4 класс........................................................................................................ 1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») (далее соответственно - программа по родному (кабардино-черкесскому) языку, родной (кабардино-черкесский) язык, кабардино-черкесский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку. 2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (кабардино-черкесского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов. 3. Содержание линии, обучения раскрывает содержательные которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. 4. Планируемые (кабардиночеркесскому) результаты языку освоения включают программы личностные, по родному метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения. На уровне начального общего образования изучение родного (кабардиночеркесского) языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Родной (кабардино-черкесский) язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Учебный значительным предмет родной потенциалом в (кабардино-черкесский) развитии язык функциональной обладает грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного языка является единство осознания его национальной ценности и толерантного отношения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации. В ходе использование изучения материалов родного кабардинского кабардино-черкесской языка предполагается литературы, истории и культуры адыгов, установление межпредметных связей с изучаемыми курсами («Русский язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Окружающий мир» и другими). В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому) языку выделяются три содержательные линии: первая содержательная линия обеспечивает наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных представлений о нормах современного кабардино-черкесского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного кабардинского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями, ведущий компонент данной содержательной линии - работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных типов; вторая содержательная линия связана с совершенствованием четырѐх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков обучающихся (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); третья содержательная линия направлена на изучение национальнокультурной специфики родного языка, на знакомство с нормами кабардинского речевого этикета; Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено на достижение следующих целей: формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения кабардинского языка как государственного языка КабардиноБалкарской Республики; овладение первоначальными представлениями о нормах родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач, овладение умением наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать, классифицировать и оценивать языковые единицы с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке; овладение умением работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; формирование представлений о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия родного языка, формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к родному языку, а через него - к культуре своего народа, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение кабардино-черкесским языком на элементарном уровне и формирование первоначальных коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение родным литературным языком в разных ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, развитие потребности к речевому самосовершенствованию, приобретение практического опыта исследовательской работы по родному языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний, овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом; развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Общее число часов, рекомендованных для (кабардиночеркесского) языка в 4 классе 34ч (1ч в неделю). изучения родного СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 4 КЛАСС Фонетика и графика. Звуки и буквы (повторение). Слог и ударение. Особенности ударения в кабардинском языке и заимствованных словах. Фонетический разбор слова. Письмо-поздравление с праздником другу (подруге). Состав слова. Корень. Однокоренные Словообразовательные суффиксы: слова. -гуэ, -гъэ, Падежные -гъуэ, -ей, окончания. -рей, -фIэ. Формообразующие суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, -къым, -хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, -рэт, -щэрэт, -н, -т, -а. Словообразовательные префиксы: къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ, хэ-, те-, дэ- и формообразующие приставки: личные сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы(ф-, в-), и-, е-, я-, приставки времени: о-, ма-, мэ-. Основа слова. Однородные члены предложения, правописание, функция в предложении, интонация при перечислении однородных членов предложения знаки препинания и союзы: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но). Тестовые задания по теме «Состав слова». Морфология. Части речи. 1. Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные, их правописание. Единственное и множественное число имен существительных. Особенности в изменении собственных имѐн по числам. Склонение имѐн существительных. Категория определѐнности и неопределѐнности склонения имѐн существительных в кабардинском языке. Четыре падежа: именительный, эргативный, послеложный и обстоятельственный. Правописание падежных окончаний -р, -м, -мкIэ, -рауэ. Словообразование имѐн существительных. Морфологический разбор имѐн существительных. Изложение. Работа с деформированным текстом рассказ «Случай на озере». 2. Послелоги. Правописание послелогов. Виды послелогов (временные, пространственные, причинные и так далее). Самостоятельные и служебные части речи. Сочинение-миниатюра (описание) «Времена года». 3. Имя прилагательное. Начальная форма имени прилагательного. Качественные и относительные прилагательные и их склонение в единственном и множественном числе. Правописание определительных словосочетаний, слитное и раздельное написание. Правописание сложных слов, образованных существительными. путѐм основосложения Словообразование Морфологический разбор имѐн прилагательных. имѐн прилагательного с прилагательных. Творческая работа. Составление объявления на кабардинском языке на школьное мероприятие. Речевой этикет «Благопожелания и здравницы» (Выступаем по радио). 4. Местоимения. Понятие о местоимении, три вида местоимений (личные, притяжательные и указательные). Личные местоимения. Личные местоимения 1-го и 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа я (сэ), ты (уэ), он (ар), (абы), мы (дэ), вы (фэ), они (ахэр), (абыхэм). Притяжательные местоимения. Два способа выражения принадлежности: си, уи, и, ди, фи, я, зи - не употребляются самостоятельно, и местоимения: сысей (мой), ууей (твой), ей (его), дыдей, (наш), фыфей (ваш), яй (их) - самостоятельные. Указательные местоимения. Два способа выражения указательных местоимений. Рассказ-рассуждение «Наше здоровье в наших руках». 5. Глагол. Общая характеристика глагола. Инфинитив. Время глагола. Категория лица глагола. Спряжение глагола. Правописание глагольных префиксов дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-. Правописание приставок зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с глаголами Правописание а и э в основе глагола. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глагола (простая форма). Тестовые задания по теме «Глагол». Сочинение-описание «Наш лес». 6. Имя числительное. Общее представление о числительных. Значение и потребление в речи количественных и порядковых числительных. Количественные числительные, их правописание. Порядковые числительные, их образование с помощью приставки -е- и суффикса -анэ-, -анэ-рей- Падеж числительных. Сочинение-рассуждение «Я хочу стать…». Рассказ по картинке «9 мая День Победы. Помним. Гордимся». Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего образования. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью истории и культуры страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (кабардино-черкесского) языка в Российской Федерации и в субъекте; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами; уважение к своему и другим народам России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами; 2) духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств); неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); 3) эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения; 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета; 5) трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов); 6) экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; 7) ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (кабардино-черкесского) языка); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (кабардино-черкесского) языка). В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. 1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (кабардино-черкесского) языка с языковыми явлениями русского языка; объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы; находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно- следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. 2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. 3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: словарь, справочник; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (с помощью словарей, справочников); соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем. 4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. 5. У умения обучающегося будут сформированы следующие самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. 6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок. 7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по еѐ достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы); проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: ставить правильно ударение в словах, определять особенности ударения в кабардинском языке, определять заимствованную лексику по особенностям ударения в других языках; проводить фонетический разбор слова по данному алгоритму; различать и находить формообразующие префиксы и суффиксы, словообразовательные префиксы и суффиксы, находить их в словах и правильно обозначать при разборе; образовывать новые слова префиксальным, суффиксальным способами; определять однородные члены в предложении, распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте, определять, каким членом предложения являются однородные члены; соблюдать при письме правила употребления знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения; соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами, составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами: «икIи» («и»), «атIэ» («а»), «ауэ» («но»), объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами, находить в простом предложении однородные члены предложения; определять вопросы и окончания четырѐх падежных форм кабардинского языка: именительный падеж («хэт?», «сыт?», «cытыр?»), эргативный падеж («хэт?», «сыт?», «сытым?»), послеложный падеж («хэткIэ?», «сыткIэ?», «сытымкIэ?»), обстоятельственный падеж («хэту?», «сыту?», «сытырауэ?»); определять принадлежность слова к определѐнной части речи по комплексу освоенных признаков, классифицировать слова по частям речи; использовать слова разных частей речи и их формы в собственных речевых высказываниях; наблюдать за употреблением падежей в кабардинском языке в устной и письменной речи, склонять имена существительные в категории определѐнности и неопределѐнности, правильно подбирать падежные окончания в речи и на письме; соблюдать правила правописания послелогов, подбирать подходящие послелоги к именам существительным и местоимениям; различать самостоятельные и служебные части речи; определять грамматические признаки имѐн прилагательных - качественные и относительные, число, падеж; склонять имена существительные и имена прилагательные в единственном и множественном числах; согласовывать имена прилагательные и существительные в определительных сочетаниях, определять слитное и раздельное написание словосочетаний, состоящих из сущ. и прил. (махуэ и фIы - махуэфI (хороший день)); соблюдать правила правописания сложных слов, образованных путем основосложения прилагательного с существительным; узнавать местоимения, понимать их значение и употребление в речи (личные, указательные и притяжательные); правильно употреблять в речи формы личных местоимений (первое, второе, третье лицо, единственное и множественное число); использовать личные местоимения для устранения повторов; оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями; определять лицо, число личных местоимений; работать с таблицами склонений личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; определять и использовать в речи указательные и притяжательные местоимения; исправлять употреблены текст, в котором неправильно формы местоимений; соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм; соотносить начальную форму и временные формы глаголов, образовывать от глаголов в неопределѐнной форме временные формы; трансформировать текст, изменяя время глагола; распознавать форму повелительного наклонения глагола по грамматическим признакам; различать неопределѐнную форму глагола среди других форм глагола и отличать еѐ от омонимичных имѐн существительных (щэн, вэн-сэн и тому подобное). спрягать глаголы, образовывать глаголы с помощью глагольных префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-, определять значение глагольных префиксов в образовании новых слов; соблюдать правила правописание приставок зэры-, щIэ, мы-, фIэ- с глаголами, правописание а и э в основе глагола (какой звук слышится, такой и пишется); различать способы словообразования имѐн существительных, имѐн прилагательных, глагола; определять значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных; определять вид числительных (количественное или порядковое); работать с таблицами образования числительных; определять падеж числительных и падежные окончания; оценивать уместность употребления числительных в тексте, заменять цифровое написание текста на соответствующие числительные; редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы числительных; соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях числительных и их форм; грамотно и каллиграфически правильно списывать до 50 слов, и писать под диктовку тексты 50-55 слов, (конец II полугодия) - 75-80 слов, словарный диктант - 13-15 слов, включающие изученные орфограммы и пунктограммы. при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих письменных работах; составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты, высказывания); соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); писать изложение (55-60 слов) и сочинение (20-25 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Блок 4 класс (34 ч.) Тема и краткое содержание Кол - во часо в Характеристика основных деятельности обучающихся видов и буквы Фонетика Звуки и графика (повторение) (Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ). Слог и ударение. Развитие речи. Письмо-поздравление с праздником другу / подруге. Особенности ударения в кабардинском языке и заимствованных словах (Пычыгъуэмрэ ударенэмрэ. Адыгэбзэм и ударенэ хабзэмрэ нэгъуэщ1ыбзэм и псалъэу адагэбзэм къищта псалъэхэм ударенэ зэрытехуэ р). Фонетический разбор слова (Макъ хьэрф елъытауэ псалъэр зэпкърыхын). 2 Работать со звуками и буквами кабардинского алфавита, давать качественную характеристи ку звукам кабардинского языка, работать с алфавитом. Ставить правильно ударение в словах, определять особенности ударения в кабардинском языке, определять заимствованные слова по особенностям ударения в других языках. Устанавливать соотношен ие звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я. Проводить фонетический разбор слова по данному алгоритму. Состав слова (Псалъэр зэрызэхэ т Iыхьэхэр ) Корень 2 (Лъабжьэр ). Однокоренные слова (Псалъэ зэлъабжьэгъухэр). Падежн ые окончания (Падеж кIэуххэр). Словообразовательные суффиксы: -гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ (Псалъэ къэзыгъэхъу суффиксхэр: гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ). Формообразующие суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, -къым, хэ, ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, рэт, - щэрэт, -н, -т, -а (Псалъэр зэхъуэкIа зэрыхъ у суффиксхэр: -а, -ншэ, -щ, т, къым, -хэ, -ну, -и, -ми, мэ, тэмэ, -рэт, -щэрэт, -н, -т, а). Словообразовательные префиксы: къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ, хэ-, те-, дэформообразующие приставки: и Определять различать корень слова, и находить формообразующие префиксы и суффиксы, словообразовательные префиксы и суффиксы. Определять падежные окончания, четыре падежные формы кабардинского языка, вопросы падежей и окончания: Именительный падеж: хэт? сыт? сытыр? Эргативный падеж: хэт? сыт? сытым? Послеложный падеж: хэткIэ? сыткIэ? сытымкIэ? Обстоятельственный падеж: хэту? сыту? сытырауэ? Распознавать словообразовательные префикс ы: къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ, хэ-, те, дэ- и суффиксы -гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ, образовывать новые слова префиксальны м, личные -сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы- (ф-, в-), и-, е-, я-, приставки времени: -о-, ма, мэ-. (Псалъэр къэзыгъэхъу префиксхэр: къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ, хэ-, те-, дэ-, зэхъуэк1а зэрыхъ у префиксхэр: щхьэ пефиксхэр сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды(д-, т-), фы- (ф-, в-), и-, е-, я-, зэман къэзыгъэлъагъ уэ префиксхэр: -о-, ма-, мэ-. Основа слова (Псалъэпкъ) Тестовые задания по теме «Состав слова». Однородные члены предложени я, правописание, функция в предложении, интонация при суффиксальным способами. Распознавать формообразующ ие префиксы: личные префиксы: сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы(ф-, в-), и-, е-, я- и временные префиксы: о-, ма-, мэ-; находить их в словах и правильно обозначать при разборе соответствующими знаками. Распознавать формообразующ ие суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, къым, хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, рэт, щэрэт, -н, -т, -а; находить их в словах и правильно обозначать при разборе соответствующи ми знаками. Определять однородные члены предложения, находить их в перечислении однородных членов предложения, препинания знаки и союзы: икIи (и), атIэ ауэ (но). (а), ( Псалъэухам пкъыгъуэ хэт абыхэм зэлъэпкъэгъухэр, я тхык1эр, къэпсэлъык1эк1э къызэрыхагъэщыр, нагъыщэ ягъэувхэмрэ (и), атIэ (а), союзхэу: икIи ауэ (но). Морфологи Части речи. Имя существительное. я Собственные и нарицательные 3 предложении. Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте, определять, каким членом предложения являются однородные члены. Соблюдать интонаци ю перечисления в предложениях с однородными членами, составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но), объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами, находить в простом предложении однородные члены предложения и однокоренные слова. Выполнять разбор слова по составу (вычленени е формообразующих аффиксо в, окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс). Устанавливать принадлежно сть слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу имена существительные, их правописание. (ЩыIэцI э унейхэмрэ зэдайхэмрэ абыхэм я тхыкIэмрэ). Единственное и множественное число имен существительных. Развити е речи. Изложение (Сборник диктантов и изложений) Особенности в изменении собственных имен по числам (ЩыIэцIэм и зыкъуэ куэд бжыгъэхэр). Склонение имен существительных (ЩыIэцIэ р падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур). Категория определенности и неопределенности склонени я имен существительных в кабардинском языке. Четыре падежа: именительны й, эргативный, послеложный и обстоятельственный освоенных грамматическ их признаков. Выделять собственные и нарицательные имен а существительные. Различать названия падежей, определенное и неопределенное (белджылы, мыбелджыл ы) склонение существительно го, склонение собственных имен существительных. Определять четыре падежа в кабардинском языке : именительный, эргативны й, послеложный, обстоятельственный. Определять функции падежей и падежные окончания: -р, -м, мкIэ, кIэ, -рауэ, -уэ. Наблюдать за употреблением падежей в кабардинском языке в устной и письменной речи, в категории (ЩыIэцIэм и белджылы мыбелджылы склоненэхэ р. Именительнэ, определенности неопределенности, правильн о подбирать падежные и эргативн э, окончания. послеложнэ, Определять грамматическ ие признаки имен существительных – падеж, число, изменять существительные по числам, по обстоятельственнэ падежхэр). Развитие речи. Работа с деформированным тексто м рассказ «Случай на озере». Правописание падежны х окончаний -р, -м, -мкIэ, рауэ. (Падеж кIэуххэу -р, -м, мкIэ, рауэ-хэм я тхыкIэр). Словообразование имен существительных. Морфологический разбо р имен существительных. Послелоги. Правописан ие послелогов. Виды послелогов (временные, пространственные, причинные и т.д.). Самостоятельные и служебные части речи (Послелогхэр, абыхэм я падежам. Распознавать имен а существительные, имеющие форму только одного числа (единственного или множественного). 2 Распознавать послелог и, определять их правописание, подбирать подходящие послелоги к именам существительным и местоимениям. Определять самостоятельные и служебные части речи. тхыкIэр, послело г лIэужьыгъуэхэр. Зи Выявлять характерн ые щхьэ хущыт псалъ э лъэпкъыгъуэхэмрэ зи щхьэ хущымыт псалъ э особенности употреблен ия послелогов. Различать виды послелогов (временные, пространственные, и лъэпкъыгъуэхэмрэ). Развитие речи. Сочинениеминиатюр а (описание) «Времена года». т.д.). Имя прилагательн ое. Начальная форма имени прилагательного. Качественные и относительные прилагательные и их склонение в единственном и множественном числе (ПлъыфэцIэ лIэужьыгъуэхэр, абыхэм падежкIэ, бжыгъэк1э зэхъуэк1а зэрыхъур). Правописание определительных словосочетаний, слитное и раздельное написание. (Зэгъусэу къэкIуа щыIэцIэмрэ плъыфэцIэмрэ я тхыкIэр). Правописание сложных слов, образованных путем основосложения прилагательного с существительными. Развитие речи. Речевой этикет «Благопожелания и здравницы» (Выступаем по радио). Словообразование имен прилагательн ых. Морфологический разбор имен прилагательн 4 Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Определять грамматическ ие признаки имен прилагательных – качественные и относительные, число, падеж. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имен прилагательных. Образовывать имен а прилагательные при помощи суффиксов. Контролировать правильность записи в тексте имен прилагательных с безударным корнем. Правильно писать сочетания существительное+прилагательн ое. Подбирать и согласовать определительные сочетания имен прилагательных и существительных, определять слитное и раздельное написание словосочетаний: сущ.+прил. ых. Творческая работа. Составление объявления на кабардинском языке на школьное мероприятие. (махуэ+фIы – махуэфI (хороший день). Соблюдать правила склонения определительн ых словосочетаний в кабардинском языке и правила согласования имен существительных и имен прилагательных в единственном и множественном числах. Местоимения. Понятие о местоимении, три вида местоимений (личные, притяжательные и указательные) (ЦIэпапщIэмкIэ гурыIуэгъуэ ц1эпапщ 1э лъэужыгъуищым (щхьэ еигъэ, зыгъэлъагъуэ) щыгъуаз э щIын). Личные местоимения. Личные местоимения 1-го и 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа я (сэ), ты (уэ), он (ар), (абы), мы (дэ), вы (фэ), они (ахэр), (абыхэм). (Щхьэ цIэпапщIэхэр, япэ, ет1уанэ, ещанэ щхьэм и закъуэ, куэд бжыгъэхэр къызрыкIуэр). Развитие речи. Рассказ-рассуждение «Наше 4 Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. Определять лицо, число личных местоимений. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Использовать в речи указательные местоимения. Исправлять текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Определять притяжательн ые здоровье в наших руках». Притяжательные местоимения и два способа выражения принадлежности. местоимения. Два способа выражения принадлежност и: Определять указательн ые местоимения и способы выражения си, уи, и, ди, фи, я, зи – не употребляются самостоятельно, и местоимения: сысей (мой), ууей (твой), ей (его), дыдей, (наш), фыфей (ваш), яй (их) – самостоятельные (Еигъ э цIэпапщIэхэр, абыхэм я къэкIуэкIитIыр). Указательные местоимения. Два способа выражения указательн ых местоимений. (Зыгъэлъагъ уэ цIэпапщIэхэр) Глагол. Обща я характеристика глагол а (Глаголым теухуау э гурыIуэгъуэ). Повелительн ая форма глагола (Унафэ щIыныгъэ глагол). Инфинитив (Инфинитив). Время глагола (Глаголым и зэманхэр). Категория лица глагола (Глаголым и щхьэхэр). Спряжение глагола указательных местоимений. 6 Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученны е грамматические признаки глаголов (число, время, роль предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола. Образовывать от глаголов в неопределенной форме временные формы глагола. Изменять глаголы по лицам, в (Глаголым и спряженэр). Правописание глагольных префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ- (Глагол префиксхэм теухуау э гурыIуэныгъэ). Развитие речи. Сочинение-описание «На ш лес». Правописание приставок зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с глаголами (Зэры-, щIэ, мы-, фIэ-префиксхэм я тхыкIэр). Правописание а и э в основе глагола (Псалъэпкъым амрэ, э-мрэ зэрыщатхыр ). Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбо р глагола (простая форма). Тестовые задания по теме временам и числам. Распознавать форм у повелительного наклонени я глагола. Распознавать инфинити в (неопределенная форма глагола) по грамматическим признакам. Различать неопределенную форму глагола среди других форм глагола и отличать ее от омонимичных имен существительных (щэн, вэнсэн и т.п.). Спрягать глаголы. Образовывать глаголы с помощью глагольных префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-, определять значение глагольных префиксов в образовании новых слов. Определять правописание у в повелительных глаголах перед префиксом -мы- [жомыIэ] - жумыIэ, ет - иумыт. Соблюдать правила правописание приставок зэры-, щIэ, мы-, фIэс глаголами, правописание а и э в «Глагол». Имя числительное. Общее представление 3 о числительных. Значение и потребление в речи количественных и порядковых числительных (БжыгъэцIэмкIэ гурыIуэгъуэ). Развитие речи. Рассказ по картинке «9 мая – День Победы. Помним. Гордимся». Количественные числительные, их правописание (Зэраб основе глагола (Какой звук слышится, такой и пишется). Различать глаголы по грамматическим признака м, выполнять морфологическ ий разбор слова (простая форма). Определять значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Определять вид числительных (качественное или порядковое). Работать с таблицами образования числительных. Определять падеж числительных. Оценивать уместност ь употребления числительных в тексте, заменять цифровое написание текста на ж бжыгъэцIэхэр, абыхэм я тхыкIэр). Порядковы е числительные, их образование с помощью приставки -е- и суффикса -анэ-, -анэрей(ЗэрызыкIэлъыкIуэ бжыгъэцIэхэр, ахэр къызэрыхъу щIыкIэр: префикс -е-, суффикс -анэ-, -анэрей). Падеж соответствующие числительные. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы числительных. Соблюдать нормы употребления в речевых высказывани ях числительных и их форм. Аргументировать необходимос ть владения родным языком. Толерантно относиться к числительны х. Развитие речи. Сочинениерассуждение «Я хочу стать носителям культур, других языков и проживающим в …». Кабардино-Балкарии. Соблюдат ь нормы кабардинской речи, в том числе при интерактивном общении, откликаться на замечания и вносить соответствующ ие коррективы. Строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествовани е, рассуждение). Соблюдать нормы ударения. Составлят ь самостоятельные статьи в детский журнал, классную, стенную газету. Писать письма, поздраавления родителям, друзьям, сочинения, изложения. Презентова ть «Государственные символы России, Кабардино-Балкарской Респкблики. Выполнять пошагово проектные задания. Контрольн оизмерител ьн ые диагности че ские мероприят и я за 4 класс Словарные диктант ы, контрольные диктант ы, изложения, сочинени я, тестирования, контрольное списывание. Проектн ое задание «Сокровище моей семьи» с использованием электронных ресурсов. 8 Грамотно и каллиграфически правильно списывать до 50 слов, и писать под диктовку тексты объемом 50–55 слов, (конец II полугодия) – 75-80 слов, словарный диктант – 1315 слов, включающие изученные орфограммы и пунктограммы. Писать изложение (55-60 слов) и сочинение (20-25 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя. Выработать первоначальн ые навыки клавиатурного письма при работе с тестовыми заданиями в том числе онлайнтестами и заданиями на сайтах дистанционного обучения. Работать над проектом, заниматься элементарной поисково й, исследовательской деятельностью для решения поставленных целей и задач. Календарнэ-тематическэ план (Адыгэбзэ 4 класс) Урок бжыгъэр 1 2 Разделхэмрэ темэхэмрэ Урокыр щек1уэк1ыну зэманыр план факт Ипэ ит классхэм щаджам къытегъэзэжын Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ Пычыгъуэмрэ ударенэмрэ Сыхьэт бжыгъэр 1 1 05.09.23 12.09.23 Псалъэр зэрызэхэт 1ыхьэхэр. Лъабжьэр Псалъэ къэзыгъэхъу префиксхэр Псалъэ къэзыгъэхъу суффиксхэр Псалъэр зэхъуэк1а зэрыхъу суффиксхэр Псалъэр зэхъуэк1а зэрыхъу префиксхэр Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр Къызэрапщытэ диктант Щы1эц1э 1 19.09.23 1 26.09.23 1 03.10.23 1 10.10.23 1 17.10.23 8 9 10 Щы1эц1э унейхэмрэ зэдайхэмрэ Щы1эц1эм и бжыгъэхэр Щы1эц1эр падежк1э зэхъуэк1а зэрыхъур Падеж к1эуххэм я тхык1эр Послелог 1 1 24.10.23 07.11.23 14.11.23 11 Послелогым и мыхьэнэр, абы и къэк1уэк1эр Плъыфэц1э 1 21.11.23 12 13 Плъыфэц1эм я мыхьэнэр Плъыфэц1э л1эужьыгъуэхэр, абыхэм падежк1э зызэрахъуэжыр. Зэгъусэу къэк1уа щы1эц1эмрэ плъыфэц1эмрэ я тхык1эр Сочиненэ 1 1 28.11.23 05.12.23 1 12.11.23 Псалъэ 3 4 5 6 7 14 Ц1эпапщ1э 15 16 17 18 Ц1эпапщ1эмк1э гуры1уэгъуэ Щхьэ ц1эпапщ1эхэр Еигъэ ц1эпапщ1эхэр Зыгъэлъагъуэ ц1эпапщ1эхэр Къызэрапщытэ диктант Глагол 1 1 19.12.23 26.12.23 1 1 09.01.24 16.01.24 1 23.01.24 20 Глаголымк1э гуры1уэгъуэ Унафэ щ1ыныгъэ глагол Инфинитив 1 30.01.24 21 Изложенэ 1 06.02.24 22 Глаголым и зэманхэр 1 13.02.24 23 1 20.02.24 1 27.02.24 25 Глаголым и щхьэхэр Япэ щхьэ Ет1уанэ щхьэ Ещанэ щхьэ Глаголым и спряженэр 1 05.03.24 26 Тетхык1ыныгъэ 1 12.03.24 27 Глагол префиксхэмк1э гуры1уэгъуэ Зыры-,щ1э-,мы-,ф1э- префиксхэм я тхык1эр Псалъэпкъым а-мрэ э-мрэ зэрыщатхыр Кьызэрапщытэ диктант 1 19.03.24 1 02.04.24 1 09.04.24 1 16.04.24 1 23.04.24 32 Бжыгъэц1эмк1э гуры1уэгъуэ Зэрабж бжыгъэц1эхэр Зэрызэк1элъык1уэ бжыгъэц1эхэр 1 30.04.24 33 Проектнэ лэжьыгъэ 1 07.05.24 34 Кьызэрапщытэ диктант 1 14.05.24 19 24 28 29 30 Бжыгъэц1э 31 СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Учебные пособия 1. Карданов М.Л., Дыгова К.Х. Кабардинский язык. 4 класс. [Текст]: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений / Изд. 1-е. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 128 с. Дополнительная литература, словари 2. Сборник диктантов и изложений) 1-4 класс [Текст] / Токъу С. М., АфIэунэ А. А. – Нальчик: Эльбрус, 2018. – 94 с. 3. Токова С.М. Таблицы для начальной школы по кабардинской грамматике. 1 – 4 класс [табл. электр] CD-ROM. Нальчик: Эльбрус, 2011. 4. Малаева Ф.Б. Детство Сабиигъуэ [Текст]: адэ-анэхэм, сабий садхэм щыIэ гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ / [зэхэзылъхьар Мэлэй Ф. Б.]. – Нальчик: Эльбрус, 2015. – 477 с. 5. около Карданов Б.М. Русско-кабардинско-черкесский словарь [Текст]: 30000 слов / Сост. Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков; С прил. краткого граммат. очерка кабард.-черкес. яз. Б. М. Карданова; Кабард. науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Кабард. АССР. – Москва: ГИС, 1955. – 1055 с. 6. Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т. Тимижев. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с. 7. Гяургиев Х.З. Дзасежев Х.Е. Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-II части. – Нальчик: Эльбрус, 2010. – 302 с. (I), 254 с. (II) 8. Сукунов Х. Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в иллюстрациях [Текст] = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture dictionary / Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с. 9. Апажев М.Л., Коков Д.Н. Кабардино-русский словарь. Около 27 000 слов / Под научной редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с. Электронные ресурсы Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения 21.06.2021). Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации // URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2021). Единое окно доступа к образовательным ресурсам. // URL: http://window.edu.ru/resource/784/34784 (дата обращения: 14.07.2021). Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (дата обращения 21.06.2021). Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org/ (дата обращения 21.06.2021). Нур (Свет): ежемесячный литературно-художественный журнал для детей // URL: / http://nurkbr.ru/ (дата обращения: 14.07.2021