Рабочая программа по родному (кабардино-черкесскому) языку в 4 классе

Рабочая программа по
родному (кабардино-черкесскому) языку в 4 классе
(ID 1876569)

с.п.Верхний Курп 2023

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(кабардино-черкесский) язык». НОО
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ..................................................................................
Содержание обучения .................................................................................... 4
класс........................................................................................................
Планируемые результаты освоения программы на уровне начального
общего образования .........................................................................................
Личностные результаты...........................................................................
Метапредметные результаты...................................................................
Предметные результаты...........................................................................
Тематическое планирование........................................................................
4 класс........................................................................................................

1.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной

(кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке») (далее соответственно - программа по родному
(кабардино-черкесскому)

языку,

родной

(кабардино-черкесский)

язык,

кабардино-черкесский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным
(кабардино-черкесским)

языком,

и

включает

пояснительную

записку,

содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардиночеркесскому) языку.
2.

Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного

(кабардино-черкесского) языка, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3.
Содержание
линии,

обучения

раскрывает

содержательные

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования.
4.

Планируемые

(кабардиночеркесскому)

результаты
языку

освоения

включают

программы

личностные,

по

родному

метапредметные

результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования,
а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана

с

целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.

На

уровне

начального

общего

образования

изучение

родного

(кабардиночеркесского) языка имеет особое значение в развитии обучающегося.
Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и универсальных
действий
на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Родной

(кабардино-черкесский)

язык

как

средство

познания

действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать
информацию

из

различных

текстов,

навыки

самостоятельной

учебной

деятельности.
Учебный
значительным

предмет

родной

потенциалом

в

(кабардино-черкесский)
развитии

язык

функциональной

обладает

грамотности

обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная,
читательская, общекультурная и социальная грамотность.
В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного
языка является единство осознания его национальной ценности и толерантного
отношения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации.
В

ходе

использование

изучения
материалов

родного

кабардинского

кабардино-черкесской

языка

предполагается

литературы,

истории

и

культуры адыгов, установление межпредметных связей с изучаемыми курсами
(«Русский язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном
языке», «Окружающий мир» и другими).
В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому) языку
выделяются три содержательные линии:
первая содержательная линия обеспечивает наблюдение за употреблением
языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых

единиц в учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных
представлений о нормах современного кабардино-черкесского литературного
языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного
кабардинского литературного языка и совершенствование умений пользоваться
словарями, ведущий компонент данной содержательной линии - работа с
текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и
создавать собственные тексты разных типов; вторая содержательная линия
связана с совершенствованием четырѐх видов речевой деятельности в их
взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков обучающихся (умениями
определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); третья
содержательная линия направлена на изучение национальнокультурной специфики родного языка, на знакомство с нормами кабардинского
речевого этикета;
Изучение родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено на достижение следующих целей:
формирование первоначальных представлений о языке как основе
национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России; понимание обучающимися того, что язык
представляет собой явление национальной культуры и основное средство
человеческого

общения,

осознание

значения

кабардинского

языка

как

государственного языка КабардиноБалкарской Республики; овладение первоначальными представлениями о нормах
родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач; овладение умением использовать знания для
решения познавательных,

практических и коммуникативных задач, овладение умением наблюдать

за

функционированием языковых единиц, анализировать, классифицировать

и

оценивать языковые единицы с точки зрения особенностей картины мира,
отраженной в языке; овладение умением работать с текстом, осуществлять
элементарный

информационный

поиск,

извлекать

и

преобразовывать

необходимую информацию; формирование представлений о родном языке как
духовной, нравственной
и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия родного
языка,

формирование

познавательного

интереса,

любви,

уважительного

отношения к родному языку, а через него - к культуре своего народа, воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
кабардино-черкесским языком на элементарном уровне
и формирование первоначальных коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение родным литературным языком в разных ситуациях
его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи,
развитие потребности к речевому самосовершенствованию, приобретение
практического опыта исследовательской работы по родному языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний, овладение основными видами
речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка: аудированием, говорением,
чтением, письмом; развитие функциональной грамотности, готовности к
успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Общее

число

часов,

рекомендованных

для

(кабардиночеркесского) языка в 4 классе 34ч (1ч в неделю).

изучения

родного

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
4 КЛАСС
Фонетика и графика.
Звуки и буквы (повторение). Слог и ударение. Особенности ударения в
кабардинском языке и заимствованных словах. Фонетический разбор слова.
Письмо-поздравление с праздником другу (подруге).
Состав слова.
Корень.

Однокоренные

Словообразовательные

суффиксы:

слова.
-гуэ,

-гъэ,

Падежные
-гъуэ,

-ей,

окончания.
-рей,

-фIэ.

Формообразующие суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, -къым, -хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ,
-рэт, -щэрэт, -н, -т, -а. Словообразовательные префиксы: къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ,

хэ-,

те-,

дэ-

и формообразующие приставки: личные сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы(ф-, в-), и-, е-, я-, приставки времени: о-, ма-, мэ-.

Основа слова. Однородные члены предложения, правописание, функция в
предложении, интонация при перечислении однородных членов предложения
знаки препинания и союзы: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но).
Тестовые задания по теме «Состав слова».
Морфология. Части речи.
1. Имя

существительное.

Собственные

и

нарицательные

имена

существительные, их правописание. Единственное и множественное число
имен существительных. Особенности в изменении собственных имѐн по
числам. Склонение имѐн существительных. Категория определѐнности и
неопределѐнности склонения имѐн существительных в кабардинском языке.
Четыре

падежа:

именительный,

эргативный,

послеложный

и

обстоятельственный. Правописание падежных окончаний -р, -м, -мкIэ, -рауэ.
Словообразование имѐн существительных. Морфологический разбор имѐн
существительных.
Изложение. Работа с деформированным текстом рассказ «Случай на озере».
2. Послелоги. Правописание послелогов. Виды послелогов (временные,
пространственные, причинные и так далее). Самостоятельные и служебные
части речи.
Сочинение-миниатюра (описание) «Времена года».
3. Имя прилагательное. Начальная форма имени прилагательного.
Качественные

и

относительные

прилагательные

и

их

склонение

в

единственном и множественном числе. Правописание определительных
словосочетаний, слитное и раздельное написание. Правописание сложных
слов,

образованных

существительными.

путѐм

основосложения

Словообразование

Морфологический разбор имѐн прилагательных.

имѐн

прилагательного

с

прилагательных.

Творческая работа. Составление объявления на кабардинском языке на
школьное мероприятие. Речевой этикет «Благопожелания и здравницы»
(Выступаем по радио).
4. Местоимения.
Понятие о местоимении, три вида местоимений (личные, притяжательные
и указательные). Личные местоимения. Личные местоимения 1-го и 2-го и 3-го
лица единственного и множественного числа я (сэ), ты (уэ), он (ар), (абы), мы
(дэ), вы (фэ), они (ахэр), (абыхэм). Притяжательные местоимения. Два способа
выражения принадлежности: си, уи, и, ди, фи, я, зи - не употребляются
самостоятельно, и местоимения: сысей (мой), ууей (твой), ей (его), дыдей, (наш),
фыфей (ваш), яй (их) - самостоятельные. Указательные местоимения. Два
способа выражения указательных местоимений.
Рассказ-рассуждение «Наше здоровье в наших руках».
5. Глагол.
Общая характеристика глагола. Инфинитив. Время глагола. Категория лица
глагола. Спряжение глагола. Правописание глагольных префиксов дэ-, на-, хуэ-,
къа-, щIэ-. Правописание приставок зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с глаголами
Правописание а и э в основе глагола. Словообразование глаголов от других
частей речи. Морфологический разбор глагола (простая форма).
Тестовые задания по теме «Глагол». Сочинение-описание «Наш лес».
6. Имя числительное.
Общее представление о числительных. Значение и потребление в речи
количественных и порядковых числительных. Количественные числительные, их
правописание. Порядковые числительные, их образование с помощью приставки
-е- и суффикса -анэ-, -анэ-рей- Падеж числительных.
Сочинение-рассуждение «Я хочу стать…». Рассказ по картинке «9 мая День Победы. Помним. Гордимся».
Планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего образования.

В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
начального

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы

следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью истории и
культуры страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание статуса родного (кабардино-черкесского) языка в
Российской
Федерации и в субъекте; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края,
в том числе при работе с учебными текстами; уважение
к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с
учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств);
неприятие

любых

форм

поведения,

направленных

на

причинение

физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание
важности
родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе
языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому
здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение
норм речевого
этикета;
5) трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека
и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям
(в том числе через примеры из учебных текстов); 6)
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы
над текстами; неприятие действий, приносящих вред
природе;
7) ценности научного познания: первоначальные представления о
научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе
родного (кабардино-черкесского) языка); познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе
познавательный интерес к изучению родного (кабардино-черкесского) языка).
В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
начального

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы

познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц,
сравнивать языковые единицы и явления родного (кабардино-черкесского) языка
с языковыми явлениями русского языка; объединять объекты (языковые
единицы) по заданному признаку; определять существенный признак для
классификации языковых единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы; находить закономерности
и противоречия в языковом материале на основе
предложенного

учителем

алгоритма

наблюдения;

выявлять

недостаток

информации для решения учебной и практической
задачи

на

основе

предложенного

алгоритма;

устанавливать

причинно-

следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового
объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; с
помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов решения
задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев); выполнять
по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник; согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре,

справочнике)

информацию,

представленную

в

явном

виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки (с помощью словарей,
справочников); соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о
написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы,
таблицы

для

представления

лингвистической

информации,

понимать

лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать

и

формулировать

суждения,

выражать

эмоции

в

соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное
отношение к собеседнику, соблюдать правила

ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных
точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование); готовить небольшие публичные
выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
5.
У
умения

обучающегося

будут

сформированы

следующие

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; выстраивать последовательность выбранных
действий.
6.

У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать

причины

успеха

(неудач)

учебной

деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
и орфографических ошибок.
7.

У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по еѐ достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс

и результат совместной работы); проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою
часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского)
языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
ставить правильно ударение в словах, определять особенности ударения
в кабардинском языке, определять заимствованную лексику по особенностям
ударения в других языках; проводить фонетический разбор слова по данному
алгоритму; различать и находить формообразующие префиксы и суффиксы,
словообразовательные префиксы и суффиксы, находить их в словах и правильно
обозначать

при

разборе;

образовывать

новые

слова

префиксальным,

суффиксальным способами; определять однородные члены в предложении,
распознавать предложения
с однородными членами, находить их в тексте, определять, каким членом
предложения являются однородные члены; соблюдать при письме правила
употребления знаков препинания
в предложениях с однородными членами предложения; соблюдать интонацию
перечисления в предложениях с однородными
членами, составлять предложения с однородными членами без союзов

и с

союзами: «икIи» («и»), «атIэ» («а»), «ауэ» («но»), объяснять выбор нужного
союза в предложении с однородными членами, находить в простом предложении
однородные члены предложения; определять вопросы и окончания четырѐх
падежных форм кабардинского
языка: именительный падеж («хэт?», «сыт?», «cытыр?»), эргативный падеж
(«хэт?», «сыт?», «сытым?»), послеложный падеж («хэткIэ?», «сыткIэ?»,

«сытымкIэ?»), обстоятельственный падеж («хэту?», «сыту?», «сытырауэ?»);
определять принадлежность слова к определѐнной части речи по
комплексу освоенных признаков, классифицировать слова по частям речи;
использовать слова разных частей речи и их формы в собственных речевых
высказываниях; наблюдать за употреблением падежей в кабардинском языке в
устной
и

письменной

речи,

склонять

имена

существительные

в

категории

определѐнности и неопределѐнности, правильно подбирать падежные окончания
в речи и на письме; соблюдать правила правописания послелогов, подбирать
подходящие
послелоги

к

именам

существительным

и

местоимениям;

различать

самостоятельные и служебные части речи; определять грамматические
признаки имѐн прилагательных - качественные
и относительные, число, падеж; склонять имена существительные и имена
прилагательные в единственном
и множественном числах;
согласовывать

имена

прилагательные

и

существительные

в

определительных сочетаниях, определять слитное и раздельное написание
словосочетаний, состоящих из сущ. и прил. (махуэ и фIы - махуэфI (хороший
день));
соблюдать правила правописания сложных слов, образованных путем
основосложения прилагательного с существительным; узнавать местоимения,
понимать их значение и употребление в речи
(личные, указательные и притяжательные); правильно употреблять в речи формы
личных местоимений (первое,
второе, третье лицо, единственное и множественное число); использовать личные
местоимения

для

устранения

повторов;

оценивать

уместность

употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте

имена существительные соответствующими местоимениями; определять
лицо, число личных местоимений; работать с таблицами склонений личных
местоимений, изменять личные
местоимения по падежам; определять и использовать в речи указательные и
притяжательные
местоимения; исправлять
употреблены

текст,

в

котором

неправильно

формы

местоимений; соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях
местоимений
и их форм; соотносить начальную форму и временные формы глаголов,
образовывать
от глаголов в неопределѐнной форме временные формы; трансформировать
текст, изменяя время глагола;
распознавать

форму

повелительного

наклонения

глагола

по

грамматическим признакам; различать неопределѐнную форму глагола среди
других форм глагола
и отличать еѐ от омонимичных имѐн существительных (щэн, вэн-сэн и тому
подобное).
спрягать

глаголы,

образовывать

глаголы

с

помощью

глагольных

префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-, определять значение глагольных префиксов
в образовании новых слов; соблюдать правила правописание приставок зэры-,
щIэ, мы-, фIэ- с глаголами, правописание а и э в основе глагола (какой звук
слышится, такой и пишется); различать способы словообразования имѐн
существительных, имѐн
прилагательных, глагола; определять значение и

употребление в речи

количественных и порядковых
числительных; определять вид числительных (количественное или
порядковое); работать с таблицами образования числительных;

определять падеж числительных и падежные окончания; оценивать
уместность употребления числительных в тексте, заменять
цифровое написание текста на соответствующие числительные; редактировать
текст, в котором неправильно употреблены формы
числительных; соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях
числительных
и их форм; грамотно и каллиграфически правильно списывать до 50 слов, и
писать
под диктовку тексты 50-55 слов, (конец II полугодия) - 75-80 слов, словарный
диктант - 13-15 слов, включающие изученные орфограммы и пунктограммы. при
работе над ошибками осознавать причины появления ошибки
и определять способы действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих
письменных работах; составлять устный рассказ на определѐнную тему с
использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение; использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для обмена
мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и
создавать небольшие тексты, высказывания); соблюдать в повседневной жизни
нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно
реагировать на реплики,
поддерживать разговор); писать изложение (55-60 слов) и сочинение (20-25 слов)
по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством
учителя ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Блок

4 класс (34 ч.)
Тема и краткое
содержание

Кол
- во
часо
в

Характеристика
основных
деятельности
обучающихся

видов

и
буквы
Фонетика Звуки
и графика (повторение)
(Макъхэмрэ
хьэрфхэмрэ). Слог и
ударение. Развитие речи.
Письмо-поздравление с
праздником другу / подруге.
Особенности ударения в
кабардинском
языке
и
заимствованных
словах
(Пычыгъуэмрэ ударенэмрэ.
Адыгэбзэм
и
ударенэ
хабзэмрэ нэгъуэщ1ыбзэм и
псалъэу адагэбзэм къищта
псалъэхэм ударенэ
зэрытехуэ
р). Фонетический разбор
слова (Макъ хьэрф
елъытауэ псалъэр
зэпкърыхын).

2

Работать со звуками и буквами
кабардинского алфавита,
давать
качественную
характеристи
ку звукам кабардинского языка,
работать с алфавитом.
Ставить правильно ударение в
словах,
определять
особенности
ударения
в
кабардинском
языке,
определять
заимствованные
слова
по
особенностям
ударения в других языках.
Устанавливать
соотношен
ие звукового и буквенного
состава
в
словах
с
йотированными гласными е, ѐ,

ю, я.
Проводить
фонетический
разбор
слова
по
данному алгоритму.

Состав
слова
(Псалъэр
зэрызэхэ
т
Iыхьэхэр
)

Корень

2
(Лъабжьэр

).
Однокоренные слова
(Псалъэ зэлъабжьэгъухэр).
Падежн ые окончания
(Падеж кIэуххэр).
Словообразовательные
суффиксы: -гуэ, -гъэ, -гъуэ,
-ей,
-рей,
-фIэ
(Псалъэ
къэзыгъэхъу суффиксхэр:
гуэ,
-гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ).
Формообразующие
суффиксы:
-а, -ншэ, -щ, -т, -къым, хэ, ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, рэт,
-

щэрэт, -н, -т, -а
(Псалъэр
зэхъуэкIа
зэрыхъ у
суффиксхэр: -а, -ншэ, -щ, т,
къым, -хэ, -ну, -и, -ми, мэ, тэмэ, -рэт, -щэрэт, -н, -т,
а).
Словообразовательные
префиксы: къа-, на-, гъа-,
хуэ-,
щIэ, хэ-, те-, дэформообразующие
приставки:

и

Определять
различать

корень слова,
и

находить
формообразующие префиксы и
суффиксы,
словообразовательные
префиксы и суффиксы.
Определять
падежные
окончания,
четыре
падежные
формы
кабардинского языка, вопросы
падежей
и
окончания:
Именительный падеж:
хэт? сыт? сытыр?
Эргативный падеж: хэт?
сыт?
сытым?
Послеложный
падеж: хэткIэ? сыткIэ?
сытымкIэ?
Обстоятельственный
падеж:
хэту?
сыту?
сытырауэ?
Распознавать
словообразовательные
префикс ы:
къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ, хэ-, те,
дэ- и суффиксы -гуэ, -гъэ, -гъуэ,
-ей,
-рей, -фIэ, образовывать
новые
слова
префиксальны м,

личные -сы-, (с-, з-), у-, (б-,
п-),
ды- (д-, т-), фы- (ф-, в-), и-,
е-,
я-, приставки времени: -о-,
ма, мэ-. (Псалъэр къэзыгъэхъу
префиксхэр: къа-, на-,
гъа-,
хуэ-,
щIэ, хэ-, те-, дэ-,
зэхъуэк1а
зэрыхъ у
префиксхэр: щхьэ
пефиксхэр
сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды(д-,
т-), фы- (ф-, в-), и-, е-, я-,
зэман
къэзыгъэлъагъ уэ
префиксхэр: -о-, ма-, мэ-.
Основа слова
(Псалъэпкъ)
Тестовые задания по теме
«Состав слова».
Однородные
члены
предложени я,
правописание, функция в
предложении, интонация
при

суффиксальным способами.
Распознавать
формообразующ ие
префиксы: личные префиксы:
сы-,
(с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-),
фы(ф-, в-), и-, е-, я- и временные
префиксы: о-, ма-, мэ-;
находить их
в словах и правильно
обозначать при разборе
соответствующими

знаками.
Распознавать
формообразующ ие
суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т,
къым, хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, рэт, щэрэт, -н, -т, -а; находить их в
словах и правильно обозначать
при
разборе
соответствующи ми
знаками.
Определять однородные
члены
предложения, находить их

в

перечислении
однородных
членов предложения,
препинания
знаки
и союзы: икIи (и), атIэ
ауэ (но). (а),
( Псалъэухам
пкъыгъуэ хэт
абыхэм зэлъэпкъэгъухэр,
я
тхык1эр,
къэпсэлъык1эк1э
къызэрыхагъэщыр,
нагъыщэ
ягъэувхэмрэ
(и), атIэ (а), союзхэу: икIи
ауэ (но).

Морфологи Части
речи. Имя
существительное.

я

Собственные и
нарицательные

3

предложении.
Распознавать предложения с
однородными
членами,
находить их в
тексте,
определять,
каким
членом предложения
являются однородные
члены.
Соблюдать
интонаци
ю
перечисления
в
предложениях с однородными
членами, составлять
предложения с однородными
членами без союзов
и
с союзами:
икIи (и), атIэ (а), ауэ
(но),
объяснять выбор нужного
союза в предложении с
однородными членами,
находить в
простом
предложении однородные
члены предложения и
однокоренные слова.
Выполнять разбор слова по
составу
(вычленени е
формообразующих
аффиксо в,
окончания и основы, в
составе
основы
находить
корень, приставку,
суффикс).
Устанавливать
принадлежно
сть слова к определенной части
речи (в
объеме изученного) по
комплексу

имена существительные,
их
правописание.
(ЩыIэцI э
унейхэмрэ зэдайхэмрэ
абыхэм
я тхыкIэмрэ). Единственное
и
множественное число имен
существительных.
Развити е
речи.

Изложение
(Сборник
диктантов и
изложений)
Особенности в
изменении
собственных имен по
числам
(ЩыIэцIэм и зыкъуэ куэд
бжыгъэхэр). Склонение
имен
существительных
(ЩыIэцIэ р

падежкIэ зэхъуэкIа
зэрыхъур).
Категория определенности
и
неопределенности
склонени я
имен
существительных в
кабардинском языке.
Четыре
падежа:
именительны й,
эргативный, послеложный
и
обстоятельственный

освоенных
грамматическ их
признаков.
Выделять

собственные

и

нарицательные
имен а
существительные.
Различать названия
падежей,
определенное и
неопределенное
(белджылы,
мыбелджыл
ы)
склонение
существительно го,
склонение
собственных имен
существительных.
Определять четыре падежа в
кабардинском
языке
:
именительный,
эргативны й,
послеложный,
обстоятельственный.
Определять функции падежей
и
падежные окончания: -р, -м,
мкIэ, кIэ,
-рауэ, -уэ. Наблюдать за
употреблением

падежей

в

кабардинском языке в устной и
письменной речи, в

категории
(ЩыIэцIэм

и
белджылы

мыбелджылы
склоненэхэ
р.
Именительнэ,

определенности
неопределенности,
правильн о
подбирать падежные

и

эргативн э,

окончания.

послеложнэ,

Определять
грамматическ ие
признаки имен
существительных –
падеж,
число,
изменять
существительные по числам, по

обстоятельственнэ
падежхэр).
Развитие речи. Работа с
деформированным
тексто
м
рассказ «Случай на
озере».
Правописание
падежны х
окончаний -р, -м, -мкIэ,
рауэ.
(Падеж кIэуххэу -р, -м,
мкIэ, рауэ-хэм я
тхыкIэр).
Словообразование
имен
существительных.
Морфологический
разбо р имен
существительных.
Послелоги.
Правописан
ие
послелогов. Виды
послелогов
(временные,
пространственные,
причинные
и
т.д.). Самостоятельные
и
служебные
части
речи
(Послелогхэр,

абыхэм

я

падежам.
Распознавать
имен а
существительные, имеющие
форму
только
одного
числа
(единственного
или
множественного).

2

Распознавать
послелог и,
определять

их
правописание,
подбирать подходящие
послелоги к
именам
существительным и
местоимениям.
Определять самостоятельные
и
служебные части речи.

тхыкIэр,
послело г
лIэужьыгъуэхэр. Зи

Выявлять
характерн ые
щхьэ

хущыт
псалъ э
лъэпкъыгъуэхэмрэ зи щхьэ
хущымыт
псалъ э

особенности
употреблен ия
послелогов.
Различать

виды
послелогов
(временные, пространственные,
и

лъэпкъыгъуэхэмрэ).
Развитие речи.
Сочинениеминиатюр
а
(описание) «Времена года».

т.д.).

Имя
прилагательн
ое. Начальная форма имени
прилагательного.
Качественные
и
относительные
прилагательные и
их склонение в
единственном и
множественном
числе (ПлъыфэцIэ
лIэужьыгъуэхэр,
абыхэм падежкIэ,
бжыгъэк1э зэхъуэк1а
зэрыхъур).
Правописание
определительных
словосочетаний, слитное
и раздельное
написание.
(Зэгъусэу къэкIуа
щыIэцIэмрэ плъыфэцIэмрэ
я
тхыкIэр).
Правописание
сложных
слов, образованных
путем
основосложения
прилагательного
с существительными.
Развитие речи. Речевой
этикет
«Благопожелания
и здравницы»
(Выступаем по радио).
Словообразование имен
прилагательн
ых.
Морфологический
разбор
имен
прилагательн

4

Находить
имена
прилагательные среди других
слов и в тексте.
Определять
грамматическ
ие
признаки имен
прилагательных –
качественные и относительные,
число, падеж.
Подбирать к данному имени
существительному
максимальное количество имен
прилагательных.
Образовывать
имен
а прилагательные при помощи
суффиксов.
Контролировать правильность
записи
в
тексте
имен прилагательных с
безударным корнем.
Правильно писать
сочетания
существительное+прилагательн
ое. Подбирать
и
согласовать
определительные сочетания
имен прилагательных
и
существительных,
определять
слитное
и
раздельное
написание словосочетаний:
сущ.+прил.

ых. Творческая
работа.
Составление объявления на
кабардинском
языке
на школьное
мероприятие.

(махуэ+фIы
–
махуэфI
(хороший день). Соблюдать
правила склонения
определительн
ых словосочетаний в
кабардинском языке и правила
согласования
имен
существительных
и
имен прилагательных в
единственном и множественном
числах.

Местоимения. Понятие о
местоимении, три вида
местоимений
(личные,
притяжательные
и
указательные)
(ЦIэпапщIэмкIэ
гурыIуэгъуэ
ц1эпапщ
1э лъэужыгъуищым (щхьэ
еигъэ, зыгъэлъагъуэ)
щыгъуаз э щIын).
Личные
местоимения.
Личные местоимения 1-го
и 2-го и 3-го лица
единственного
и
множественного числа я
(сэ), ты (уэ), он (ар), (абы),
мы (дэ),
вы (фэ), они (ахэр),
(абыхэм).
(Щхьэ
цIэпапщIэхэр, япэ, ет1уанэ,
ещанэ щхьэм и закъуэ,
куэд
бжыгъэхэр
къызрыкIуэр).
Развитие
речи. Рассказ-рассуждение
«Наше

4

Оценивать
уместность
употребления местоимений
в тексте, заменять
повторяющиеся в тексте имена
существительные
соответствующими
местоимениями. Соблюдать
нормы употребления
в
речевых
высказываниях местоимений и
их форм.
Определять
лицо,
число
личных местоимений.
Работать с
таблицами
склонений личных
местоимений; изменять личные
местоимения по падежам.
Использовать в
речи
указательные местоимения.
Исправлять текст, в котором
неправильно
употреблены
формы местоимений.
Определять
притяжательн ые

здоровье в наших
руках».
Притяжательные

местоимения и

два

способа
выражения принадлежности.

местоимения. Два
способа
выражения
принадлежност и:

Определять
указательн ые
местоимения и способы
выражения

си, уи, и, ди, фи, я, зи – не
употребляются
самостоятельно, и
местоимения: сысей
(мой),
ууей (твой), ей (его), дыдей,
(наш), фыфей (ваш), яй
(их) –
самостоятельные
(Еигъ э
цIэпапщIэхэр,
абыхэм
я къэкIуэкIитIыр).
Указательные
местоимения. Два
способа выражения
указательн ых
местоимений.
(Зыгъэлъагъ уэ
цIэпапщIэхэр)
Глагол.
Обща я
характеристика
глагол а
(Глаголым
теухуау э
гурыIуэгъуэ).
Повелительн ая
форма
глагола
(Унафэ
щIыныгъэ глагол).
Инфинитив
(Инфинитив). Время
глагола
(Глаголым и
зэманхэр).
Категория лица
глагола
(Глаголым и
щхьэхэр).
Спряжение глагола

указательных местоимений.

6

Различать глаголы среди
других
слов и в тексте.
Определять
изученны е
грамматические признаки
глаголов
(число,
время,
роль
предложении).
Трансформировать
текст, изменяя время глагола.
Образовывать от глаголов в
неопределенной форме
временные
формы глагола.
Изменять глаголы по
лицам,

в

(Глаголым
и спряженэр).
Правописание
глагольных префиксов: дэ-,
на-, хуэ-, къа-, щIэ- (Глагол
префиксхэм
теухуау э
гурыIуэныгъэ). Развитие
речи.
Сочинение-описание
«На
ш
лес». Правописание
приставок
зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с
глаголами (Зэры-, щIэ, мы-,
фIэ-префиксхэм я
тхыкIэр).
Правописание а и э в
основе
глагола (Псалъэпкъым
амрэ,
э-мрэ
зэрыщатхыр
).
Словообразование глаголов
от
других
частей
речи.
Морфологический
разбо р
глагола
(простая
форма).
Тестовые задания по теме

временам и числам.
Распознавать
форм у
повелительного
наклонени я
глагола.
Распознавать
инфинити в
(неопределенная форма глагола)
по
грамматическим признакам.
Различать неопределенную
форму
глагола среди других форм
глагола
и отличать ее от
омонимичных
имен существительных (щэн,
вэнсэн и т.п.).
Спрягать глаголы.
Образовывать
глаголы с помощью
глагольных
префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-,
щIэ-,
определять значение
глагольных
префиксов в образовании
новых
слов.

Определять правописание у в
повелительных глаголах
перед
префиксом -мы- [жомыIэ]
- жумыIэ, ет - иумыт.
Соблюдать правила
правописание
приставок зэры-, щIэ, мы-, фIэс
глаголами, правописание а и э в

«Глагол».

Имя числительное.
Общее
представление

3
о

числительных. Значение и
потребление

в

речи

количественных и
порядковых
числительных
(БжыгъэцIэмкIэ
гурыIуэгъуэ). Развитие
речи.
Рассказ по картинке «9 мая
–
День Победы.
Помним.
Гордимся».
Количественные
числительные,

их

правописание
(Зэраб

основе
глагола (Какой звук
слышится, такой и пишется).
Различать глаголы
по
грамматическим
признака м,
выполнять
морфологическ ий разбор
слова (простая форма).
Определять
значение
и
употребление

в

речи

количественных и
порядковых
числительных.
Определять вид
числительных
(качественное или порядковое).
Работать с таблицами
образования
числительных.
Определять падеж
числительных.
Оценивать
уместност ь
употребления числительных в
тексте,

заменять
цифровое
написание
текста

на

ж
бжыгъэцIэхэр, абыхэм

я

тхыкIэр).
Порядковы е
числительные, их
образование
с помощью приставки -е- и
суффикса -анэ-, -анэрей(ЗэрызыкIэлъыкIуэ
бжыгъэцIэхэр,

ахэр

къызэрыхъу щIыкIэр:
префикс
-е-, суффикс -анэ-, -анэрей).
Падеж

соответствующие
числительные.
Редактировать текст, в
котором
неправильно употреблены
формы
числительных.
Соблюдать нормы
употребления в
речевых
высказывани ях
числительных и их форм.
Аргументировать
необходимос ть
владения родным
языком.
Толерантно
относиться

к

числительны
х.
Развитие речи.
Сочинениерассуждение «Я хочу
стать

носителям
культур,

других языков и
проживающим

в

…».

Кабардино-Балкарии.
Соблюдат ь
нормы кабардинской речи, в
том
числе при интерактивном
общении,
откликаться на замечания и
вносить
соответствующ ие
коррективы.
Строить
устное
монологическое высказывание
на
определенную
тему
с
использованием разных типов
речи
(описание,
повествовани е,
рассуждение). Соблюдать
нормы ударения.
Составлят ь
самостоятельные статьи в
детский
журнал, классную, стенную
газету.
Писать письма,
поздраавления родителям,
друзьям,
сочинения, изложения.
Презентова ть
«Государственные символы
России,
Кабардино-Балкарской
Респкблики.
Выполнять пошагово
проектные задания.

Контрольн
оизмерител
ьн ые
диагности
че ские
мероприят
и я за 4
класс

Словарные
диктант ы,
контрольные
диктант ы,
изложения,
сочинени
я,
тестирования,
контрольное списывание.
Проектн
ое задание «Сокровище
моей семьи» с
использованием
электронных ресурсов.

8

Грамотно
и каллиграфически
правильно списывать до 50
слов, и писать под диктовку
тексты объемом 50–55 слов,
(конец II полугодия) – 75-80
слов, словарный диктант – 1315
слов,
включающие
изученные
орфограммы
и
пунктограммы.
Писать изложение (55-60 слов)
и сочинение (20-25 слов) по
коллективно
или
самостоятельно составленному
плану
под
руководством
учителя.
Выработать
первоначальн
ые
навыки
клавиатурного
письма при работе с тестовыми
заданиями
в
том
числе
онлайнтестами и заданиями на
сайтах дистанционного
обучения.
Работать
над
проектом,
заниматься элементарной
поисково
й,
исследовательской
деятельностью для решения
поставленных целей и задач.

Календарнэ-тематическэ план (Адыгэбзэ 4 класс)
Урок
бжыгъэр

1
2

Разделхэмрэ темэхэмрэ

Урокыр щек1уэк1ыну
зэманыр
план
факт
Ипэ ит классхэм щаджам къытегъэзэжын

Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ
Пычыгъуэмрэ ударенэмрэ

Сыхьэт
бжыгъэр

1
1

05.09.23
12.09.23

Псалъэр зэрызэхэт 1ыхьэхэр.
Лъабжьэр
Псалъэ къэзыгъэхъу префиксхэр
Псалъэ къэзыгъэхъу суффиксхэр
Псалъэр зэхъуэк1а зэрыхъу
суффиксхэр
Псалъэр зэхъуэк1а зэрыхъу
префиксхэр
Псалъэухам и пкъыгъуэ
зэлъэпкъэгъухэр
Къызэрапщытэ диктант
Щы1эц1э

1

19.09.23

1

26.09.23

1

03.10.23

1

10.10.23

1

17.10.23

8
9
10

Щы1эц1э унейхэмрэ зэдайхэмрэ
Щы1эц1эм и бжыгъэхэр
Щы1эц1эр падежк1э зэхъуэк1а
зэрыхъур
Падеж к1эуххэм я тхык1эр
Послелог

1
1

24.10.23
07.11.23
14.11.23

11

Послелогым и мыхьэнэр, абы и
къэк1уэк1эр
Плъыфэц1э

1

21.11.23

12
13

Плъыфэц1эм я мыхьэнэр
Плъыфэц1э л1эужьыгъуэхэр,
абыхэм
падежк1э
зызэрахъуэжыр.
Зэгъусэу къэк1уа щы1эц1эмрэ
плъыфэц1эмрэ я тхык1эр
Сочиненэ

1
1

28.11.23
05.12.23

1

12.11.23

Псалъэ
3
4
5

6
7

14

Ц1эпапщ1э
15
16
17
18

Ц1эпапщ1эмк1э гуры1уэгъуэ
Щхьэ ц1эпапщ1эхэр Еигъэ
ц1эпапщ1эхэр
Зыгъэлъагъуэ ц1эпапщ1эхэр
Къызэрапщытэ диктант
Глагол

1
1

19.12.23
26.12.23

1
1

09.01.24
16.01.24

1

23.01.24

20

Глаголымк1э гуры1уэгъуэ Унафэ
щ1ыныгъэ глагол
Инфинитив

1

30.01.24

21

Изложенэ

1

06.02.24

22

Глаголым и зэманхэр

1

13.02.24

23

1

20.02.24

1

27.02.24

25

Глаголым и щхьэхэр Япэ
щхьэ
Ет1уанэ щхьэ Ещанэ
щхьэ
Глаголым и спряженэр

1

05.03.24

26

Тетхык1ыныгъэ

1

12.03.24

27

Глагол префиксхэмк1э
гуры1уэгъуэ
Зыры-,щ1э-,мы-,ф1э- префиксхэм
я тхык1эр
Псалъэпкъым а-мрэ э-мрэ
зэрыщатхыр
Кьызэрапщытэ диктант

1

19.03.24

1

02.04.24

1

09.04.24

1

16.04.24

1

23.04.24

32

Бжыгъэц1эмк1э гуры1уэгъуэ
Зэрабж бжыгъэц1эхэр
Зэрызэк1элъык1уэ бжыгъэц1эхэр

1

30.04.24

33

Проектнэ лэжьыгъэ

1

07.05.24

34

Кьызэрапщытэ диктант

1

14.05.24

19

24

28
29
30

Бжыгъэц1э
31

СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебные пособия
1. Карданов М.Л., Дыгова К.Х. Кабардинский язык. 4 класс. [Текст]:

Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений / Изд. 1-е. – Нальчик:
ГКУ «КБР-Медиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 128 с.
Дополнительная литература, словари

2.

Сборник диктантов и изложений) 1-4 класс [Текст] / Токъу С. М.,

АфIэунэ А. А. – Нальчик: Эльбрус, 2018. – 94 с.
3.

Токова С.М. Таблицы для начальной школы по кабардинской

грамматике. 1 – 4 класс [табл. электр] CD-ROM. Нальчик: Эльбрус, 2011.
4.

Малаева Ф.Б. Детство Сабиигъуэ [Текст]: адэ-анэхэм, сабий садхэм

щыIэ гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ /
[зэхэзылъхьар Мэлэй Ф. Б.]. – Нальчик: Эльбрус, 2015. – 477 с.
5.
около

Карданов Б.М. Русско-кабардинско-черкесский словарь [Текст]:

30000 слов / Сост. Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков;
С прил. краткого граммат. очерка кабард.-черкес. яз. Б. М. Карданова; Кабард.
науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Кабард. АССР. – Москва: ГИС,
1955. – 1055 с.
6.

Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т.

Тимижев. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
7.

Гяургиев Х.З. Дзасежев Х.Е. Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-II

части. – Нальчик: Эльбрус, 2010. – 302 с. (I), 254 с. (II)
8.

Сукунов

Х.

Х.

Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий

словарь в иллюстрациях [Текст] = Kabardino Circassian Russian-English Turkish
picture dictionary / Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. –
414 с.
9.

Апажев М.Л., Коков Д.Н. Кабардино-русский словарь. Около 27

000 слов / Под научной редакцией доктора филологических наук Б. Ч.
Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с.

Электронные ресурсы
Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения
21.06.2021).
Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской
Федерации // URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2021).
Единое

окно

доступа

к

образовательным

ресурсам.

//

URL:

http://window.edu.ru/resource/784/34784 (дата обращения: 14.07.2021).
Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (дата
обращения 21.06.2021).
Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org/ (дата
обращения 21.06.2021).
Нур (Свет): ежемесячный литературно-художественный журнал для
детей // URL: / http://nurkbr.ru/ (дата обращения: 14.07.2021


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».