Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе

Рабочая программа по
литературному чтению в 4 классе
(ID 1876569)

с.п.Верхний Курп 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное
чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по литературному чтению.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать
средствами литературного чтения с учѐтом возрастных особенностей
обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня
начального общего образования, который обеспечивает, наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения,
необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения,
читательской
грамотности
и
закладывает
основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного
развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового
чтения, способов и приѐмов работы с различными видами текстов и книгой,
знакомство с детской литературой и с учѐтом этого направлен на общее и
литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление
грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего
роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально
откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретѐнные обучающимися знания, полученный опыт решения
учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных
действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом
обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется
решением следующих задач:
• формирование у обучающихся положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы
и произведений устного народного творчества;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня
общего речевого развития;
• осознание значимости художественной литературы и произведений
устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
• первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного
творчества;
• овладение элементарными умениями анализа и интерпретации
текста, осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий в соответствии с представленными
предметными результатами по классам;

• овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и
использование информации для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант
распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по
литературному чтению раскрывает следующие направления литературного
образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным
возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской
литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному
чтению является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений, обеспечивающих
формирование функциональной
литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать
различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к
предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 4 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ
родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и

поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырѐх, например
произведения С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М.
Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в
литературе разных народов (на примере писателей родного края,
представителей разных народов России). Страницы истории России, великие
люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других
выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение
нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема
Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере
рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок,
подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни,
знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3
произведения по выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков
«Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т.
Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1-2 рассказа
военноисторической тематики) и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная
духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов
фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное
значение фольклора для появления художественной литературы. Малые
жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели
фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые,
волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей,
быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных
народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие»
сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой
былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца,
Алѐши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем
занимался, какими качествами обладал). Средства художественной
выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола.
Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной
лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М.
Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора,
народные сказки (2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки

по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алѐше Поповиче, Добрыне
Никитиче (1-2 по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических
произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в
стихотворном
произведении
(сравнение,
эпитет,
олицетворение).
Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мѐртвой царевне и о
семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мѐртвой царевне и о
семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом
жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И.
Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и
прозаические (не менее трѐх). Развитие событий в басне, еѐ герои
(положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен:
назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей»,
«Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и
другие.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения
М. Ю. Лермонтова (не менее трѐх). Средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм.
Метафора как «свѐрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции
стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в
стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утѐс», «Парус», «Москва,
Москва! …Люблю тебя как сын…» и другие.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок
(дветри по выбору). Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова,
П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной
сказки с фольклорной: народная речь – особенность авторской сказки.
Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П.
Ершов «Конѐк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков.
Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме
чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения:
лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по

выбору): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев,
А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт и др.
Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения.
Авторские приѐмы создания художественного образа в лирике. Средства
выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы,
сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как
иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В
синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко»,
А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух
чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трѐх произведений):
рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль.
Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных
жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности
художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер.
Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы),
«Русак», «Черепаха» и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения
человека и животных, защита и охрана природы – тема произведений
литературы. Круг чтения (не менее трѐх авторов): на примере произведений
В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина, А. И. Куприна, К. Г.
Паустовского, Ю. И. Коваля и др.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин
«Выскочка», С.А. Есенин «Лебѐдушка» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх
и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере
произведений не менее трѐх авторов): А. П. Чехова, Н. Г.
ГаринаМихайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, Б. С. Житкова, В. В.
Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский
способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к
ним героев.
Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г.
ГаринМихайловский «Детство Тѐмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О
Лѐньке и Миньке» (1-2 рассказа из цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с
еловыми шишками» и другие.

Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса –
произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса
как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и
эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух
произведений по выбору): юмористические произведения на примере
рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина.
Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста
юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в
кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2
произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
(отдельные главы) и другие.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений
зарубежных писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, Ш. Перро,
братьев Гримм и др. (по выбору). Приключенческая литература:
произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»,
«Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк
Твен «Том Сойер» (отдельные главы) и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила
читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог).
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги), еѐ справочно-иллюстративный материал. Очерк как
повествование
о
реальном
событии.
Типы
книг
(изданий):
книгапроизведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая
печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:

• читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объѐму
прозаические и стихотворные произведения (без отметочного
оценивания);
• читать про себя (молча), оценивать своѐ чтение с точки зрения
понимания и запоминания текста;
• анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать
принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль,
находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь
между событиями, эпизодами текста;
• характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
• сравнивать героев одного произведения по предложенным
критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев,
их поступков (по контрасту или аналогии);
• составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста,
дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
• исследовать
текст:
находить
средства
художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора),
описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер),
выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
• использовать
справочную
информацию
для
получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;
• характеризовать книгу по еѐ элементам (обложка, оглавление,
аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое);
• выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей;
составлять аннотацию.
• Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и
задавать вопросы к учебным и художественным текстам;
• пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
• рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и
его произведениях;
• оценивать мнение авторов о героях и своѐ отношение к ним;

• использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных
произведений;
• сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного
характера по наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию
умений:
• понимать значение чтения для самообразования и саморазвития;
самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время
досуга;
• определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
• оценивать выступление (своѐ и одноклассников) с точки зрения
передачи настроения, особенностей произведения и героев;
• осуществлять контроль процесса и результата деятельности,
устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять
способность предвидеть их в предстоящей работе.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и
драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);
• соблюдать правила взаимодействия;
• ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное
чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной
деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности
младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения
программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими
школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного

отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой
родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи
прошлого и настоящего в культуре общества;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и
культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
• освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки
индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
• осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей
художественных
произведений
в
ситуации
нравственного выбора;
• выражение своего видения мира, индивидуальной позиции
посредством
накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям Эстетическое
воспитание:
• проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,

готовность выражать своѐ
художественной деятельности;

отношение

в

разных

видах

• приобретение
эстетического
опыта
слушания,
чтения
и
эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и
художественной литературы;
• понимание
образного языка
художественных
произведений,
выразительных
средств,
художественный образ.

создающих

Трудовое воспитание:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
• бережное
отношение к
природе, осознание проблем
взаимоотношений человека и животных, отражѐнных в литературных
произведениях;
• неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства
создания словесно-художественного образа, способа выражения
мыслей, чувств, идей автора;
• овладение смысловым чтением для решения различного уровня
учебных и жизненных задач;
• потребность в самостоятельной читательской деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной
школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия:

базовые логические действия:
• сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
• объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
• определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
• находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность
событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному
алгоритму;
• выявлять недостаток информации
для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
• устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
• определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
• сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведѐнного наблюдения (опыта, классификации,
сравнения, исследования);
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
• выбирать источник получения информации;
• согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;

• распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
еѐ проверки;
• соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
• готовить небольшие публичные выступления;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
• выстраивать
самоконтроль:

последовательность

выбранных

действий;

• устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:

• формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
• проявлять
подчиняться;

готовность руководить,

выполнять поручения,

• ответственно выполнять свою часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат;
• выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего
образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и
жизненных условиях и представлены по годам обучения.
4 КЛАСС
• осознавать значимость художественной литературы и фольклора для
всестороннего
развития
личности
человека,
находить
в
произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой
и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в
нравственно-этических понятиях в контексте изученных
произведений;
• демонстрировать интерес и положительную мотивацию к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы
и произведений устного народного творчества: формировать
собственный круг чтения;
• читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,
использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

• читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объѐму
прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов
в минуту (без отметочного оценивания);
• читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с
изученной тематикой произведений;
• различать художественные произведения и познавательные тексты;
• различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать
лирическое произведение от эпического;
• понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного
произведения:
отвечать
и
формулировать вопросы (в том числе проблемные) к
познавательным, учебным и художественным текстам;
• различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки,
загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни,
скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить
примеры произведений фольклора разных народов России;
• соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы
(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить
примеры разных жанров литературы России и стран мира;
• владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
определять тему и главную мысль, последовательность событий в
тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
• характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять
портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь
между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев
одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по
аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение
к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев
(портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера,
устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений,
поступков героев;
• объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении, средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

• осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни,
литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция,
сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
• участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения:
строить
монологическое
и
диалогическое
высказывание с соблюдением норм русского литературного языка
(норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и
письменно
формулировать
простые
выводы
на
основе
прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ
примерами из текста;
• составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный),
пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица
героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
• читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
• составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по
содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать
сочинения на заданную тему, используя разные типы речи
(повествование,
описание,
рассуждение),
корректировать
собственный текст с учѐтом правильности, выразительности
письменной речи;
• составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному
алгоритму;
• сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по
иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать
продолжение прочитанного произведения (не менее 10
предложений);
• использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания
(обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие,
приложения, сноски, примечания);
• выбирать книги для самостоятельного чтения с учѐтом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге;
• использовать справочную литературу, электронные образовательные
и информационные ресурсы информационно-коммуникационной

сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

Тематическое планирование
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Всего

Контрольные

Практические

работы

работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

О
Родине,
героические
страницы истории

9

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

2

Фольклор (устное народное
творчество)

9

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

3

Творчество И.А.Крылова

4

4

Творчество А.С.Пушкина

8

5

Творчество М. Ю. Лермонтова

4

6

Литературная сказка

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

7

Картины природы в
творчестве поэтов и писателей
ХIХ века

7

8

Творчество Л. Н. Толстого

7

9

Картины природы в
творчестве поэтов и писателей
XX века

6

10

Произведения о животных и
родной природе

8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

11

Произведения о детях

8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

12

Пьеса

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

13

Юмористические
произведения

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

14

Зарубежная литература

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

15

Библиографическая
культура (работа с детской
книгой
и
справочной
литературой

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

7

102

8

0

Поурочное планирование «Литературное чтение»
4 КЛАСС
№
п/п

1

2

Количество часов
Тема урока

Разнообразие малых
жанров фольклора
(назначение,
сравнение,
классификация)
Образы русских
богатырей: где жил,
чем занимался,
какими качествами
обладал. На примере
былины «Ильины
три поездочки»

Всего

Контрольные

Практические

работы

работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

04.09.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f67cc

1

06.09.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f6d1c

3

Герой былины защитник страны.
На примере былины
"Ильины три

1

08.09.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f783e

поездочки"

4

Отражение народной
былинной темы в
творчестве
художника В.
М.Васнецова

1

11.09.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f6f38
https://m.edsoo.ru/f29f70aa

5

Резервный урок.
Летопись «И
повесил Олег щит
свой на вратах
Царьграда».
Знакомство с
произведением А.
С. Пушкина «Песнь
о вещем Олеге»

1

13.09.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5afc

6

Образ Александра
Невского в
произведении
С.Т.Романовского
«Ледовое побоище».
Страницы истории
России, великие
люди и события. На
примере Житие
Сергия

1

15.09.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f62e0

1

18.09.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f76cc

Радонежского

7

Представление в
сказке народного
быта и культуры:
сказки о животных,
бытовые, волшебные

8

Характеристика
героев волшебной
сказки: чем
занимались, какими
качествами
обладают. На
примере русской
народной сказки
"Волшебное кольцо"

1

20.09.23

9

Отражение
нравственных
ценностей на
примере
фольклорных сказок
народов России и
мира

1

22.09.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f6c04

10

Тематическая

1

25.09.23

Библиотека ЦОК

проверочная работа
по итогам раздела
«Фольклор –
народная мудрость»

1

https://m.edsoo.ru/f29f7956

11

Составление устного
рассказа «Моѐ
любимое
произведение А.С.
Пушкина»

1

27.09.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0bdc0

12

Составление
выставки
«Произведения А.С.
Пушкина».
Написание
аннотации к книгам
на выставке

1

29.09.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0aa06

1

02.10.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0a36c

13

Оценка настроения и
чувств, вызываемых
лирическим
произведением А.С.
Пушкина. На
примере
стихотворения
«Няне»

14

15

Картины осени в
лирических
произведениях А.С.
Пушкина:
сравнения, эпитет,
олицетворения
Восприятие
пейзажной лирики
А.С. Пушкина:
средства
художественной
выразительности в
стихотворении
«Зимняя дорога» и
других его
произведениях

1

04.10.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f7a78

1

06.10.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f7ba4

16

Сравнение
стихотворения А. С.
Пушкина с
репродукцией
картины. На
примере
стихотворения
"Туча" и
репродукции

1

09.10.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0a7f4

1

11.10.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f7cbc

картины И. И.
Левитана
«Вечерний звон»

17

Знакомство с
литературной
сказкой
А.С.Пушкина
«Сказка о мѐртвой
царевне и о семи
богатырях»: сюжет
произведения

18

19

Характеристика
положительных и
отрицательных
героев, волшебные
помощники в сказке
А.С. Пушкина
«Сказка о мѐртвой
царевне и о семи
богатырях»
Наблюдение за
художественными
особенностями
текста, языком
авторской сказки
А.С. Пушкина
«Сказка о мѐртвой
царевне и о семи
богатырях»

1

13.10.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f8284
https://m.edsoo.ru/f29f85c2

1

16.10.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f8478

20

21

22

Фольклорная основа
литературной сказки
А.С. Пушкина
«Сказка о мѐртвой
царевне и о семи
богатырях»
Сходство
фольклорных и
литературных
произведений А.С.
Пушкина, В.А.
Жуковского по
тематике,
художественным
образам («бродячие»
сюжеты)

Тематическая
проверочная работа
по итогам раздела
«Творчество А.С.
Пушкина»

1

1810.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f7e42

1

23.10.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f86d0

25.10.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f890a

1

1

23

24

25

Составление
сообщения о М. Ю.
Лермонтове. Строфа
как элемент
композиции
стихотворения
М.Ю. Лермонтова
«Парус»
Работа со
стихотворением
М.Ю. Лермонтова
«Утѐс»:
характеристика
средств
художественной
выразительности
Наблюдение за
художественными
особенностями
лирических
произведений М.Ю.
Лермонтова.
Стихотворения о
Кавказе

1

27.10.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9418

1

08.11.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9558

1

10.11.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9710

26

27

28

Патриотическое
звучание
стихотворения М.Ю.
Лермонтова
«Москва, Москва!
…Люблю тебя как
сын…»: метафора как
«свѐрнутое» сравнение
Творчество Л.Н.
Толстого – великого
русского писателя
Общее представление
о повести как
эпическом жанре.
Знакомство с
отрывками из повести
Л.Н.Толстого
«Детство»

1

13.11.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f983c

1

15.11.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa66a

1

17.11.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa7a0

29

Чтение
научнопознавательных
рассказов
Л.Н.Толстого.

1

20.11.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa8ae

22.11.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29faa20

Примеры
текстарассуждения в
рассказе «Черепаха»
и в повести Л.Н.
Толстого "Детство"

30

Анализ
художественных
рассказов
Л.Н.Толстого.
Особенности
художественного
текста-описания на
примере рассказа
«Русак»и отрывков
из повести Л.
Толстого "Детство".
Составление
цитатного плана

1

31

Роль портрета,
интерьера в
создании образа
героя повести
«Детство»

1

24.11.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fab56

32

Басни
Л.Н.Толстого:

1

27.11.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fac6e

29.11.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fad7c

01.12.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fd662

выделение
жанровых
особенностей

33

Тематическая
проверочная работа
по итогам раздела
«Жанровое
многообразие
творчества Л.Н.
Толстого»

1

34

Взаимоотношения
со сверстниками –
тема рассказа А.П.
Чехова «Мальчики»

1

1

35

Образы героевдетей
в рассказе А.П.
Чехова
«Мальчики»

1

04.12.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fdb80

36

Соотнесение
заглавия и главной
мысли рассказа А.П.
Чехова «Мальчики»

1

06.12.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fdcc0

37

Осознание ценности
чтения для учѐбы и
жизни

1

08.12.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0a6f0

38

Поэты о красоте
родной природы:
анализ авторских
приѐмов создания
художественного
образа

1

11.12.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9b34

39

40

41

Составление
устного рассказа по
репродукции
картины на основе
изученных
произведений
Описание явления
природы в
стихотворении В.А.
Жуковский
«Загадка»: приѐмы
создания
художественного
образа
Сравнение образа
радуги в
стихотворениях В.А.
Жуковского
«Загадка» и Ф.И.
Тютчева «Как
неожиданно и ярко»

1

13.12.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa21e

1

15.12.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa002

1

18.12.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9ee0

Восприятие картин
природы в
стихотворении А.А.
Фета «Весенний
дождь» и других его
стихотворений

1

20.12.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa11a

1

22.12.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9c42

44

Выразительность
поэтической речи
стихотворения И.С.
Никитина «В синем
небе плывут над
полями…» и другие
на выбор

1

25.12.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29faec6

45

Анализ чувств и
настроения,

1

27.12.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fb682

42

43

Авторские приѐмы
создания
художественного
образа в
стихотворении Е.А.
Баратынского
«Весна, весна! Как
воздух чист»..»

создаваемых
лирическим
произведением. На
примере
произведения А.А.
Прокофьева
"Люблю берѐзу
русскую..."

46

47

Образное
изображение осени в
стихотворении
И.А. Бунина
«Листопад»
Средства создания
речевой
выразительности в
стихотворения К.Д.
Бальмонта. На
примере
стихотворения
"Камыши"

1

29.12.23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fb420

1

10.01.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fb556

48

Темы лирических
произведений А.А.
Блока. На примере
стихотворения

1

12.01.24

49

Характеристика
героя литературной
сказки. На примере
сказки В. Ф.
Одоевского
«Городок в
табакерке»

1

15.01.24

50

Народные образы
героев сказа
П.П.Бажова
«Серебряное
копытце»

1

17.01.24

«Рождество»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fb8f8

51

Наблюдение за
художественными
особенностями,
языком сказа
П.П.Бажова
«Серебряное
копытце»

1

19.01.24

52

Иллюстрации как
отражение сюжета
сказов П.П.Бажова

1

22.01.24

53

Литературная
сказка П.П.Ершова

1

24.01.24

«Конѐк-Горбунок»:
сюжет и построение
(композиция) сказки

54

55

56

Речевые
особенности
(сказочные
формулы, повторы,
постоянные
эпитеты) сказки
П.П.Ершова
«Конѐк-Горбунок»
Литературная сказка
С.Т. Аксакова
"Аленький
цветочек" (сюжет,
композиция, герои)
Фольклорная основа
литературной
сказки С.Т.
Аксакова "Аленький
цветочек".
Сочинение по сказке

1

26.01.24

1

29.01.24

1

31.01.24

57

58

59

Тематическая
проверочная работа
по итогам раздела
«Литературная
сказка»
Средства создания
комического в
произведениях
Н.Н.Носова и других
авторов на выбор
Знакомство с
экранизацией
произведений
юмористических
произведений. На
примере
экранизации "Сказки
о потерянном
времени" Е. Л.
Шварца (1964 г.)

1

1

02.02.24

1

05.02.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29ff336

1

07.02.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29ff44e

60

Герой
юмористических
произведений

1

09.02.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a08300

1

12.02.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe256

В.Ю.Драгунского.
Средства создания
юмористического
содержания

61

Средства
выразительности
текста
юмористического
содержания:
гипербола. На
примере рассказа
В.Ю. Драгунского
«Главные реки»

62

63

Создание реквизита
для инсценивроания
произведения.
Подготовка
пригласительных
билетов и афишы на
примере рассказа
В.Ю. Драгунского
"Главные реки"
Пьеса и сказка:
драматическое и
эпическое

1

14.02.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe9ea

1

16.02.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe7c4

1

19.02.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe8dc

произведения, их
структурные и
жанровые
особенности

64

Работа с
пьесойсказкой С.Я.
Маршака
«Двенадцать
месяцев»

65

Приѐмы раскрытия
главной мысли
рассказа. На
примере
произведения Б. С.
Житкова "Как я
ловил человечков"

1

21.02.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29ff214

66

Особенности
художественного
текста-описания:
пейзаж, портрет
героя, интерьер на
примере рассказа
К.Г. Паустовского
«Корзина с еловыми
шишками»

1

26.02.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fbb28

28.02.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fd43c

67

Отличие автора от
героя и рассказчика
на примере рассказов
М.М. Зощенко «О
Лѐньке и Миньке»

1

Отражение
нравственноэтических
понятий в рассказах
М.М. Зощенко «О
Лѐньке и Миньке». На
примере рассказа
"Ёлка"

1

01.03.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe6ac

69

Осмысление
поступков и
поведения главного
героя повести Н.Г.
ГаринМихайловского
«Детство Тѐмы»
(отдельные главы)

1

04.03.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fd554

70

Темы лирических
произведений. На
примере

1

06.03.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0a4b6

68

стихотворений М.И.
Цветаевой "Наши
царства", "Бежит
тропинка с
бугорка…"

71

Любовь к природе и
родному краю – тема
произведений
поэтов. На примере
стихотворений С.А.
Есенина

1

72

Тематическая
проверочная работа
по итогам раздела
«Произведения о
детях и для детей»

1

73

74

Составление устного
рассказа «Герой,
который мне больше
всего запомнился»
Книга как источник
информации. Виды
информации в книге

11.03.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a09dd6

13.03.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe12a

1

15.03.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c34c

1

18.03.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c234

1

75

Человек и животные

1

20.03.24

– тема многих
произведений
писателей

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fbf6a

76

Писатели – авторы
произведений о
животных: выставка
книг

1

22.03.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc0aa

77

Наблюдательность
писателей,
выражающаяся в
описании жизни
животных. На
примере рассказа
А.И. Куприна
«Скворцы»

1

01.04.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc5f0

78

Раскрытие темы о
бережном
отношении человека
к природе родного
края

1

03.04.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc7bc

Особенности
художественного
описания родной
природы. На
примере рассказа

1

05.04.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fcd02

80

Отражение темы
«Материнская
любовь» в рассказе
В.П. Астафьева
«Капалуха» и
стихотворении
С.Есенина
«Лебѐдушка»

1

08.04.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fce92

81

М.М. Пришвин певец русской
природы. Чтение
произведения М.М.
Пришвина
«Выскочка»

1

10.04.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc30c

79

В.П.Астафьева
«Весенний остров»

82

83

Авторское
мастерство создания
образов
героевживотных. На
примере
произведения
Максима Горького
"Воробьишка"
Развитие речи:

1

12.04.24

1

15.04.24

1

17.04.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc4c4

озаглавливание
частей. На примере
произведения В. П.
Астафьева
«Стрижонок Скрип»

84

Составление устного
рассказа "Моя
любимая книга"

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c45a

Проявление любви к
родной земле в
литературе народов
России. На примере
стихотворных и
прозаических
произведениях
писателей и поэтов
XIX и XX веков

1

19.04.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5282

86

Образ родной земли
в стихотворении
С.Д.Дрожжина
«Родине»

1

22.04.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f539a

87

Раскрытие главной
идеи произведения
А.Т. Твардовского

1

24.04.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f54c6

85

«О Родине большой
и малой» (отрывок):
чувство любви к
своей стране и
малой родине

88

Осознание понятий
поступок, подвиг на
примере
произведений о
Великой
Отечественной
войне

1

26.04.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f56ec

89

Тема героического
прошлого России в
произведениях
литературы. На
примере
"Солдатской песни"
Ф. Н. Глинки

1

29.04.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f60a6

90

Составление
устного рассказа
«Защитник
Отечества» по
изученным
произведениям

1

02.05.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f61c8

91

Тематическая
проверочная работа
по итогам раздела
«О Родине,
героические
страницы истории»

1

92

Патриотическое
звучание
произведений о
Родине, о славных и
героических
страницах истории
России

93

Книги о
приключениях и
фантастике

03.05.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5e94

1

06.05.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5d7c

1

08.05.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fded2

1

94

Сравнение басен:
темы и герои,
особенности языка.
На примере басен
Крылов И.А.
«Стрекоза и
муравей», И.И.
Хемницера
«Стрекоза», Л.Н.

1

10.05.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f8ff4

1

13.05.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f91d4

1

15.05.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a08986

Толстого «Стрекоза
и муравьи»

95

96

Аллегория и ирония
как характеристика
героев басен. На
примере басни И.А.
Крылова
«Мартышка и очки»
Особенности сюжета
«Путешествия
Гулливера»
Джонатана Свифта
(отдельные главы)

97

Характеристика
главного героя
«Путешествия
Гулливера»
Джонатана Свифта
(отдельные главы)

1

17.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a08b2a

98

Особенности
построения
(композиция)
литературной
сказки: составление

1

20.05.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a08cb0

1

22.05.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a09372

плана. Х. К.
Андерсен
"Русалочка"

99

Средства
художественной
выразительности в
литературной сказке.
Х. К.
Андерсен "Дикие
лебеди"

100

101

102

Описание героя в
произведении Марк
Твена «Том Сойер»
(отдельные главы)
Знакомство с
современными
изданиями
периодической
печати. Золотой
фонд детской
литературы. В.Ю.
Драгунский,
И.П.Токмакова и
другие - авторы
детских журналов

Резервный урок.
Проверочная работа
по итогам
изученного в 4
классе

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

22.05.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a09502

1

24.05.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c7c0

24.05.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c8ec

1

1

102

8

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение: 4-й класс: учебник: в 2 частях, Климанова Л.Ф.,
Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные

разработки

по

литературному

чтению

К

УМК

Л.Ф.

Климановой и др. ("Школа России")
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ infourok.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».