Рабочая программа по окружающему миру 4 кл

Рабочая программа по
окружающему миру в 4 классе
(ID 1877798)

с.п.Верхний Курп 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную
и
социальную
среду
обитания);
освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических
понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;

• формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
• развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной
и
жизненной
практике,
связанной
как
с
поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты,
трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретѐнных знаний в речевой, изобразительной, художественной
деятельности;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определѐнному этносу;
• проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
• освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
• обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребѐнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
• становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.

Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлѐн на
основе следующих ведущих идей:
• раскрытие роли человека в природе и обществе;
• освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведѐнных на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа

Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
– ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времѐн года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоѐмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоѐмов человеком. Крупнейшие реки и
озѐра России, моря, омывающие еѐ берега, океаны. Водоѐмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учѐтом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учѐтом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных

образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
• устанавливать
человека;

последовательность

этапов

возрастного

развития

• конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
• моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение
реки, форма поверхности);
• соотносить объекты природы с принадлежностью к определѐнной
природной зоне;
• классифицировать
природной зоне;

природные

объекты

по

принадлежности

к

• определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
• использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;
• использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и
информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);

• делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в
неѐ иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
• характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в
деятельности организма;
• создавать текст-рассуждение: объяснять вред
самочувствия организма вредных привычек;

для

• описывать ситуации
проявления нравственных
отзывчивости, доброты, справедливости и др.;

здоровья

и

качеств

–

• составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
• составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
• создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
• контролировать процесс и результат выполнения
корректировать учебные действия при необходимости;

задания,

• адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над
ошибками;
• находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных
ролей – руководитель, подчинѐнный, напарник, члена большого
коллектива;

• ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
• анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр,
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными
для здоровья и жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
• проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
• первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
• проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;

• принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма, сопереживания, уважения и
доброжелательности;
• применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
• понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
• приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
• осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
• осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;

• проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в
том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия: 1)
Базовые логические действия:
• понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться
в изменяющейся действительности;
• на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
• сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
• объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку;

определять
существенный
признак
классифицировать предложенные объекты;

для

классификации,

• находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
• проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
• проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
• определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
• моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
• использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учѐтом учебной задачи;

• находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;
• распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа еѐ
проверки;
• находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и
интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить
доказательства своей правоты;
• соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
• использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);

• конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
• находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
• готовить небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1)
Самоорганизация:
• планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
• выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
• осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
• предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
• объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
• оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
• понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);

• коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• проявлять готовность руководить,
подчиняться;

выполнять поручения,

• выполнять правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
• проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
• соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
• показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озѐра, моря, омывающие
территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
• знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
• соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с веками и периодами истории России;
• рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
важных событиях истории России, наиболее известных российских

исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
• проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
• распознавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
• группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних
признаков и известных характерных свойств;
• использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и
ночи, смены времѐн года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);
• называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
• называть экологические проблемы и определять пути их решения;
• создавать по заданному плану собственные развѐрнутые
высказывания о природе и обществе;
• использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
• соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать
возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни
человека;

соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населѐнного пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
• соблюдать правила безопасного
велосипеде, самокате;

поведения

при

езде

на

• осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной информации
в
информационнотелекоммуникационной сети Интернете;
• соблюдать
правила
безопасного
для здоровья
использования
электронных
образовательных
информационных ресурсов.

и

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и
тем программы

Всего

Контрольные

Практические

работы

работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская
Федерация

10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

1.2

История Отечества. «Лента
времени» и историческая
карта

17

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

1.3

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное
культурное наследие

Итого по разделу

33

Раздел 2. Человек и природа

2.1

Методы познания
окружающей природы.
Солнечная система

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2.2

Формы земной
поверхности. Водоемы и их
разнообразие

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

9

2.3

Природные зоны России:
общее представление,
основные природные зоны

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2.4

Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия. Экологические
проблемы

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

24

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности

3.1

Здоровый образ жизни:
профилактика вредных
привычек

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

3.2

Безопасность в городе.
Безопасность в сети
Интернет

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

5

Резервное время

6

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

4

0

Поурочное планирование Окружающий мир.
4 КЛАСС
№
п/
п

1

Количество часов
Тема урока

Как человек изучает
окружающую
природу?

Всег
о

Контрольны

Практически

е работы

е работы

Солнце - звезда

3

Планеты Солнечной
системы. Луна –
спутник Земли

1

4

Смена дня и ночи на
Земле как результат
вращения планеты
вокруг своей оси
(практические работы с
моделями и схемами)

1

изучения

05.09.202
3

1

2

Дата

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

1

08.09.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1
c

12.09.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414ec
a

15.09.202
3

5

Обращение Земли
вокруг Солнца как

1

причина смены сезонов
(практические работы с
моделями и схемами).
Общая характеристика
времѐн года

6

Историческое время.
Что такое «лента
времени»?

7

Экологические
проблемы
взаимодействия
человека и природы

8

Всемирное культурное
наследие России

9

Природные
и
культурные объекты
Всемирного наследия в
России

1

19.09.202
3

1

1

1

1

22.09.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc
2

26.09.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841511
8

29.09.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9
a

03.10.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580
c

10

Природные и
культурные объекты
Всемирного наследия
за рубежом

1

11

Знакомство с

1

Международной
Красной книгой
12

Всемирное культурное
наследие

13

Охрана
историкокультурного
наследия

14

О вредных для
здоровья привычках

15

Правила цифровой
грамотности при
использовании
Интернет

06.10.202
3
Библиотека ЦОК
10.10.202
3

1

1

1

1

https://m.edsoo.ru/f841563
6

13.10.202
3
17.10.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc
2

20.10.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da
2

24.10.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f5
0

16

Планирование
маршрутов с учѐтом
транспортной
инфраструктуры
населѐнного пункта

17

Правила поведения в
общественных местах:
зонах отдыха,
учреждениях культуры
и торговых центрах

18

Безопасное поведение
при езде на велосипеде
и самокате. Дорожные
знаки

1

1

1

27.10.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841630
6

07.11.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164b
e

10.11.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841618
0

14.11.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841699
6

Равнины России:

19

Восточно-Европейская,
Западно-Сибирская
(название, общая
характеристика,
нахождение на карте)

1

20

Горные системы
России: Урал, Кавказ,
Алтай (краткая
характеристика,
главные вершины,
место нахождения на
карте)

21

Водоѐмы Земли, их
разнообразие.
Естественные водоѐмы:
океан, море, озеро,
болото.
Примеры водоѐмов в
России

1

22

Река как водный поток

1

1

17.11.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b5
8

21.11.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cf
c

Библиотека ЦОК
24.11.202
3

23

Крупнейшие реки
России:
название,
нахождение
на
карте

1

28.11.202
3

https://m.edsoo.ru/f8416fa
e

24

Характеристика
природных зон России:
арктическая пустыня.
Связи в природной
зоне

25

Характеристика
природных зон России:
тундра. Связи в
природной зоне

26

Характеристика
природных зон России:
тайга. Связи в
природной зоне

27

Характеристика
природных зон России:
смешанный лес. Связи
в природной зоне

28

Характеристика
природных зон России:
степь и полупустыня.
Связи в природной
зоне

1

1

1

1

1

01.12.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b3
4

05.12.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1
e

08.12.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f0
8

12.12.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181c
e

15.12.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185a
c

29

Формы земной
поверхности (на
примере родного края)

1

19.12.202
3

30

Водоѐмы и реки
родного края

1

22.12.202
3

31

Использование рек и
водоѐмов человеком
(хозяйственная
деятельность, отдых).
Охрана рек и водоѐмов

1

26.12.202
3

32

Защита и охрана
природных богатств
(воздуха, воды,
полезных ископаемых,
флоры и фауны)

1

29.12.202
3

33

Искусственные
водоѐмы:
водохранилища, пруды
(общая
характеристика)

1

09.01.202
4

34

Резервный урок.
Проверочная работа по

1

1

12.01.202

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841752
6

теме "Формы земной
поверхности и
водоѐмы"

4

35

Резервный урок.
Проверочная работа по
теме "Природные
зоны"

1

36

Человек - творец
культурных ценностей

1

37

Труд и быт людей в
разные
исторические
времена

1

38

Резервный урок. Новое
время

1

26.01.202
4

39

Резервный урок.
Новейшее время:
история продолжается
сегодня

1

30.01.202
4

1

16.01.202
4

19.01.202
4
23.01.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c5
4

40

Государство Русь.
Страницы
общественной и
культурной жизни

1

02.02.202
4

41

Города России.
Древние города
России. Страницы
истории

1

06.02.202
4

42

Государство Русь.
Человек - защитник
своего Отечества

1

09.02.202
4

43

Московское
государство. Страницы
общественной и
культурной жизни в
Московском
государстве

1

13.02.202
4

44

Образование и
культура в
Московском
государстве

1

16.02.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841989
4

45

Страницы истории
Российской империи.
Пѐтр I

1

20.02.202
4

46

Страницы Российской
империи.
Преобразования в
культуре, науке, быту

1

27.02.202
4

47

Образование в

1

Российской империи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b28
4

Библиотека ЦОК
01.03.202
4

48

Развитие культуры в
Российской империи
Российская империя:
развитие культуры
XVIII века
(архитектура,
живопись, театр)

1

05.03.202
4

49

«Золотой век» русской
культуры. Великие
поэты и писатели,
композиторы и
художники XIX века

1

12.03.202
4

https://m.edsoo.ru/f841b4a
a

50

Первая Отечественная
война: 1812 год. Защита
Родины от французских
завоевателей

1

15.03.202
4

51

Страницы
истории
России ХХ века

1

19.03.202
4

52

Великая Отечественная
война 1941-1945 гг: как
все начиналось…

1

22.03.202
4

53

Великая Отечественная
война 1941-1945 гг:
главные сражения

54

Всѐ для фронта – всѐ для
победы

55

Взятие Берлина. Парад
Победы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56
c

02.04.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c80
0

1

05.04.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f
4

1

09.04.202
4

1

12.04.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac
0

1

16.04.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d18
8

58

Родной край. Знаменитые
люди родного края

1

19.04.202
4

59

Взаимоотношения людей в
обществе:

1

56

57

Мы живѐм в
Российской Федерации
Государственное
устройство РФ (общее
представление).
Конституция РФ.
Президент РФ.
Политикоадминистративная
карта России

доброта и гуманизм,
справедливость и
уважение

1

23.04.202

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8e

4

a

60

Права и обязанности
гражданина
Российской
Федерации. Права
ребѐнка

61

Государственные
праздники России

62

26.04.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d33
6

1

30.04.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc5
0

Праздник в жизни
общества и человека

1

03.05.202
4

63

Праздники и памятные
даты своего региона

1

07.05.202
4

64

Малая Родина
гражданина России.
Достопримечательност
и родного края

1

10.05.202
4

65

Наша малая Родина:
главный город

1

14.05.202
4

1

66

67

68

Города России.
Города-герои.
Страницы истории
Резервный урок.
Проверочная работа по
теме "История
Отечества"
Резервный урок.
Проверочная работа по
итогам обучения в 4
классе

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17.05.202
4

1

1

1

21.05.202
4

1

1

24.05.202
4

68

4

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Рабочая тетрадь по окружающему миру

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по окружающему миру

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
infourok.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».