Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе (ID 1877798) с.п.Верхний Курп 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; • формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; • развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретѐнных знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определѐнному этносу; • проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; • освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; • обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребѐнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; • становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлѐн на основе следующих ведущих идей: • раскрытие роли человека в природе и обществе; • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В Общее число часов, отведѐнных на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 4 класс – 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС Человек и общество Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времѐн года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоѐмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоѐмов человеком. Крупнейшие реки и озѐра России, моря, омывающие еѐ берега, океаны. Водоѐмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учѐтом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учѐтом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: • устанавливать человека; последовательность этапов возрастного развития • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; • моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); • соотносить объекты природы с принадлежностью к определѐнной природной зоне; • классифицировать природной зоне; природные объекты по принадлежности к • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: • использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; • использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); • делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неѐ иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: • ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; • характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; • создавать текст-рассуждение: объяснять вред самочувствия организма вредных привычек; для • описывать ситуации проявления нравственных отзывчивости, доброты, справедливости и др.; здоровья и качеств – • составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); • составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; • создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: • самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; • контролировать процесс и результат выполнения корректировать учебные действия при необходимости; задания, • адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; • находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность способствует формированию умений: • выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинѐнный, напарник, члена большого коллектива; • ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; • анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; • проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: • осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; • объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку; определять существенный признак классифицировать предложенные объекты; для классификации, • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; • проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учѐтом учебной задачи; • находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа еѐ проверки; • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты; • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; • выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • проявлять готовность руководить, подчиняться; выполнять поручения, • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; • соблюдать правила нравственного поведения в социуме; • показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озѐра, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место изученных событий на «ленте времени»; • знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; • соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; • рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; • проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; • распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; • группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; • использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времѐн года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); • называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); • называть экологические проблемы и определять пути их решения; • создавать по заданному плану собственные развѐрнутые высказывания о природе и обществе; • использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; • соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населѐнного пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); • соблюдать правила безопасного велосипеде, самокате; поведения при езде на • осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационнотелекоммуникационной сети Интернете; • соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных информационных ресурсов. и 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные Практические работы работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша родина - Российская Федерация 10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 1.2 История Отечества. «Лента времени» и историческая карта 17 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 1.3 Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие Итого по разделу 33 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Методы познания окружающей природы. Солнечная система 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 2.2 Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 9 2.3 Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 2.4 Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Итого по разделу 24 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 3.2 Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Итого по разделу 5 Резервное время 6 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 4 0 Поурочное планирование Окружающий мир. 4 КЛАСС № п/ п 1 Количество часов Тема урока Как человек изучает окружающую природу? Всег о Контрольны Практически е работы е работы Солнце - звезда 3 Планеты Солнечной системы. Луна – спутник Земли 1 4 Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами) 1 изучения 05.09.202 3 1 2 Дата Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 1 08.09.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1 c 12.09.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414ec a 15.09.202 3 5 Обращение Земли вокруг Солнца как 1 причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика времѐн года 6 Историческое время. Что такое «лента времени»? 7 Экологические проблемы взаимодействия человека и природы 8 Всемирное культурное наследие России 9 Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России 1 19.09.202 3 1 1 1 1 22.09.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc 2 26.09.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841511 8 29.09.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9 a 03.10.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580 c 10 Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом 1 11 Знакомство с 1 Международной Красной книгой 12 Всемирное культурное наследие 13 Охрана историкокультурного наследия 14 О вредных для здоровья привычках 15 Правила цифровой грамотности при использовании Интернет 06.10.202 3 Библиотека ЦОК 10.10.202 3 1 1 1 1 https://m.edsoo.ru/f841563 6 13.10.202 3 17.10.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc 2 20.10.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da 2 24.10.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f5 0 16 Планирование маршрутов с учѐтом транспортной инфраструктуры населѐнного пункта 17 Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах 18 Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки 1 1 1 27.10.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841630 6 07.11.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164b e 10.11.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841618 0 14.11.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841699 6 Равнины России: 19 Восточно-Европейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте) 1 20 Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте) 21 Водоѐмы Земли, их разнообразие. Естественные водоѐмы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоѐмов в России 1 22 Река как водный поток 1 1 17.11.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b5 8 21.11.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cf c Библиотека ЦОК 24.11.202 3 23 Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте 1 28.11.202 3 https://m.edsoo.ru/f8416fa e 24 Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне 25 Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне 26 Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне 27 Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природной зоне 28 Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне 1 1 1 1 1 01.12.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b3 4 05.12.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1 e 08.12.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f0 8 12.12.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181c e 15.12.202 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185a c 29 Формы земной поверхности (на примере родного края) 1 19.12.202 3 30 Водоѐмы и реки родного края 1 22.12.202 3 31 Использование рек и водоѐмов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоѐмов 1 26.12.202 3 32 Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны) 1 29.12.202 3 33 Искусственные водоѐмы: водохранилища, пруды (общая характеристика) 1 09.01.202 4 34 Резервный урок. Проверочная работа по 1 1 12.01.202 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841752 6 теме "Формы земной поверхности и водоѐмы" 4 35 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Природные зоны" 1 36 Человек - творец культурных ценностей 1 37 Труд и быт людей в разные исторические времена 1 38 Резервный урок. Новое время 1 26.01.202 4 39 Резервный урок. Новейшее время: история продолжается сегодня 1 30.01.202 4 1 16.01.202 4 19.01.202 4 23.01.202 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c5 4 40 Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни 1 02.02.202 4 41 Города России. Древние города России. Страницы истории 1 06.02.202 4 42 Государство Русь. Человек - защитник своего Отечества 1 09.02.202 4 43 Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве 1 13.02.202 4 44 Образование и культура в Московском государстве 1 16.02.202 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841989 4 45 Страницы истории Российской империи. Пѐтр I 1 20.02.202 4 46 Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту 1 27.02.202 4 47 Образование в 1 Российской империи Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b28 4 Библиотека ЦОК 01.03.202 4 48 Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр) 1 05.03.202 4 49 «Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века 1 12.03.202 4 https://m.edsoo.ru/f841b4a a 50 Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей 1 15.03.202 4 51 Страницы истории России ХХ века 1 19.03.202 4 52 Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все начиналось… 1 22.03.202 4 53 Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения 54 Всѐ для фронта – всѐ для победы 55 Взятие Берлина. Парад Победы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c56 c 02.04.202 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c80 0 1 05.04.202 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f 4 1 09.04.202 4 1 12.04.202 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac 0 1 16.04.202 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d18 8 58 Родной край. Знаменитые люди родного края 1 19.04.202 4 59 Взаимоотношения людей в обществе: 1 56 57 Мы живѐм в Российской Федерации Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России доброта и гуманизм, справедливость и уважение 1 23.04.202 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8e 4 a 60 Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребѐнка 61 Государственные праздники России 62 26.04.202 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d33 6 1 30.04.202 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc5 0 Праздник в жизни общества и человека 1 03.05.202 4 63 Праздники и памятные даты своего региона 1 07.05.202 4 64 Малая Родина гражданина России. Достопримечательност и родного края 1 10.05.202 4 65 Наша малая Родина: главный город 1 14.05.202 4 1 66 67 68 Города России. Города-герои. Страницы истории Резервный урок. Проверочная работа по теме "История Отечества" Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 4 классе ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17.05.202 4 1 1 1 21.05.202 4 1 1 24.05.202 4 68 4 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Рабочая тетрадь по окружающему миру МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки по окружающему миру ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ infourok.ru