Рабочая программа по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке в 4 классе

Рабочая программа по
литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке
в 4 классе
(ID 1876569)

с.п.Верхний Курп 2023

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение
на родном (кабардино-черкесском) языке».
1.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное

чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» (предметная область «Родной
язык и литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке») (далее
соответственно

-

программа

по

литературному

чтению

на

родном

(кабардиночеркесском) языке, литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке) разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардиночеркесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном
(кабардино-черкесском) языке.
2.

Пояснительная записка отражает общие цели изучения литературного

чтения на родном (кабардино-черкесском) языке, место в структуре учебного плана,
а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые

предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования.
4.
чтению

Планируемые результаты освоения программы по литературному
на

родном

(кабардино-черкесском)

языке

включают

личностные,

метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего
образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
5.

Пояснительная записка.
5.1.

Программа по литературному чтению на родном (кабардино-

черкесском) языке на уровне начального общего образования разработана с
целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету, ориентированной на современные
тенденции в образовании и активные методики обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на
родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли

литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской
Федерации,

в

сохранении

и

передаче

от

поколения

к

поколению

историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли
фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного,
моральноэтического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации,
на формирование понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни,
как явления национальной и российской культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире,
национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом
чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.
Основная идея учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» состоит в том, что кабардино-черкесская литература
включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной
традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи
подрастающему поколению, кабардино-черкесская литература устанавливает тем
самым

преемственную

связь

прошлого,

настоящего

и

будущего

национальнокультурной традиции в сознании младших школьников.
Освоение программы по учебному предмету «Литературное чтение» в 1 классе
начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» (66 часов).
Содержание курса «Литературное чтение», реализуемого в период обучения
грамоте, представлено в Федеральной рабочей программе учебного предмета
«Родной (кабардино-черкесский) язык». Период обучения грамоте заканчивается к
концу 1 класса и раздельного обучения учебных предметов «Родной (кабардиночеркесский) язык» и «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском)
языке» нет. Раздельное изучение учебных предметов «Родной (кабардиночеркесский) язык» и «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском)
языке» начинается со 2 класса.
5.2.

В содержание программы по литературному чтению на родном

(кабардино-черкесском) языке

выделяются следующие

содержательные

линии: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая
пропедевтика, творческая деятельность обучающихся, круг детского чтения.
5.3.

Изучение

литературного

чтения

на

родном

(кабардино-

черкесском) языке направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как

базовым

навыком

в

системе

образования

младших

школьников;

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих
умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге,
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и
самостоятельной читательской
деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной

отзывчивости

формирование

эстетического

художественное

при

чтении

отношения

произведение;

обогащение

художественных
к

слову

и

нравственного

произведений,

умения
опыта

понимать
младших

школьников средствами художественной литературы, формирование нравственных
представлений о добре, дружбе, правде и ответственности, воспитание интереса и
уважения к культуре народов России; формирование интереса к истории, традиции,
искусству своего народа,
а также к жизни и культуре народов России; ознакомление с детской литературой
родного, русского и других народов,
формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на
родном (кабардино-черкесском) языке в 4 классе 34 часа (1 час в неделю)
Содержание обучения в 4 классе.
Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).
Сказки «ЛIымрэ жыгымрэ» («Мужик и дерево»), «ПцIащхъуэ цIыкIу»
(«Ласточка»), «Мыщэ и къуэ Батыр» («Батыр - сын Медведя»), «Хэт и хъупIэ?»
(«Чье пастбище?»).
«Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).

Б. Карданов, рассказ «Пхъэхуей жыгыр» («Береза»), Ф. Малаева, рассказ
«Тхьэмпэ пыхужыгъуэ» («Пора листопада»). З. Тхагазитов, стихотворение
«Бжьыхьэ» («Осень»). И. Хакунов, стихотворение «Бжьыхьэр къихьащ»
(«Наступила осень»). Б. Кагермазов, рассказ «Iэмал» («Способ»).
«ЩIымахуэ» («Зима»).
З. Налоев, рассказ «ЩIымахуэм» («Зимой»). А. Оразаев, стихотворение
«ЩIымахуэ» («Зима»). Б. Журтов, рассказ «Лъэрыжэ» («Коньки»). Б. Кагермазов,
стихотворение «ИлъэсыщIэ» («Новый год»). Ф. Малаева, рассказ «ЩIымахуэ
пхъэщхьэмыщхьэхэр» («Зимние ягоды»). М. Озов, рассказ «Джэгунми пIалъэ иIэщ»
(«И у отдыха есть пора»).
«Зэныбжьэгъуныгъэ» («Дружба»).
З. Налоев, рассказ «Iэпэзадэ» («Неумелый»). Л. Бозиев, рассказ «ТIум тIу
хэплъхьэмэ» («К двум прибавить два»). Х. Кармоков, рассказ «Ныбжьэгъу уиIэну
ухуеймэ» («Если хочешь иметь друзей»). Х. Шекихачев, рассказ «Сыт джэдум шха
енэужь зыщIитхьэщIыр?» («Почему кот умывается после еды?»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Щихум и жэуап» («Ответ тополя»).
«Ди Хэкур» («Наша Родина»).
Л. Бозиев, рассказ «Хъерлы зыгъэпIейтейр» («Беспокойство Херлы»).
С. Хахов, рассказ «Дэшхуей тхьэмпэ» («Листья орешника»). Б. Ашижев, рассказ
«Сыадыгэщ» («Я - черкес»). А. Ханфенов, стихотворение «Сэ Хэку, уэращ си
гъащIэр» («Моя Родина, ты моя жизнь»). Б. Гедгафов, стихотворение «Адэжь
щIыналъэ» («Земля отцов»).
«Гъатхэ» («Весна»).
А.

Шогенцуков,

стихотворение

стихотворение

«Гъатхэпэ»

(«Март»).

«Гъатхэ»
А.

(«Весна»).

Шогенцуков,

Л.

рассказ

Губжоков,
«Гъатхэ

теплъэгъуэхэр» («Весенние зарисовки»). А. Мукожев, стихотворение «Анэ»
(«Мать»).
«Щремыıэ зауэ!» («Пусть не будет войны!»).

А. Шомахов, Рассказ «Мишэ и анэр къигъуэтыжащ» («Как Миша нашѐл свою
мать»). А. Бицуев, стихотворение «Сурэт» («Фотография»). З. Налоев, рассказ
«Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар» («Случай в осеннем лесу»).
«Псэущхьэхэмрэ къэкIыгъэхэмрэ» («Животные и растения»).
Б. Балкизов, стихотворение «СиIэщ сэ жыг цIыкIу» («У меня есть деревце»). Б.
Журт, рассказ «Мэзым» («В лесу»). Ф. Баксанова, рассказ «Письмо» («Письмо»). А.
Куантов, рассказ «Щыхь хьэщIэ». («Олень в гостях»).
По Х. Кармокову, рассказ «Дэтхэнэр нэхъ лъагэ?» («Кто выше?»).
«Сабиигъуэм и лъахэ» («Страна детства»).
Х. Кодзоков, рассказ «Блулэ» («Блула»). Х. Кажаров, стихотворение
«Къалэдэс» («Горожанин»). Х. Понежев, рассказ «Лъапсэ быдэ» («Крепкие корни»).
Х. Гяургиев, рассказ «Нэмыс» («Пристойность»). Б. Утижев, стихотворение
«КхъыIэ, иIэ» («Давай-ка»).
«Гъэмахуэ» («Лето»).
Р. Ацканов стихотворение «БжьаIуэм» («На пасеке»). Х. Кунижева,
стихотворение «МэракIуэхьэ» («За ягодами»). Б. Тхамоков, рассказ «Гъэмахуэ»
(«Лето»). А. Сонов, стихотворение «Пшэ цIыкIу» («Облачко»). Г. Скребицкий,
рассказ «КIыгуугу макъ» («Зов кукушки») (Перевод Ф. Малаевой).
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего
образования.
В

результате

изучения

литературного

чтения

на

родном

(кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе
через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и
культуры страны; проявление уважения к традициям и культуре своего и других
народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и
творчества народов России; осознание своей этнокультурной и российской

гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края,
в том числе при работе с художественными произведениями; уважительное
отношение к другим народам многонациональной России; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и
правилах межличностных отношений; 2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств); осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего
видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации
литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка); 3) эстетического воспитания:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности;
4)

физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
соблюдение

правил

безопасного

поиска

в

информационной

среде

дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на
родном (кабардино-черкесском) языке;
бережное

отношение

к

физическому

и

психическому

здоровью,

проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения; 5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений; неприятие действий,
приносящих ей вред; 7) ценности
научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине

мира,

понимание

важности

слова

как

средства

создания

словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность

в

самостоятельной

читательской

деятельности,

саморазвитии

средствами кабардино-черкесской литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы.
В

результате

изучения

литературного

чтения

на

родном

(кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
1.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические

действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов; объединять части объекта, объекты (тексты) по
заданному признаку; определять существенный признак для классификации,
классифицировать
произведения по темам, жанрам; находить закономерности и противоречия при
анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность

событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные
связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана,
пересказе текста, характеристике поступков героев.
У

2.

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев); выполнять по предложенному
плану

проектное

доказательствами

задание;
на

формулировать

основе

результатов

выводы

и

подкреплять

проведенного

анализа

их

текста

(классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
3.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с

информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник; согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике)

информацию,

представленную

в

явном

виде;

распознавать

достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа еѐ проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать

информацию,

зафиксированную

в

виде

таблиц,

самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

схем,

4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное
отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии; признавать возможность
существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и
письменные
(повествование) тексты; готовить небольшие публичные выступления; подбирать
иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
5.

У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
6.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля

как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать

причины

успеха

или

неудач

учебной

деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
ошибок.
7.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной

деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по еѐ достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс

и результат совместной работы); проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать
свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания по
литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: разбивать текст на
смысловые части и озаглавливать каждую часть; устанавливать причинноследственные связи в тексте; воспроизводить текст с опорой на ключевые
слова; пересказывать содержание основных литературных произведений,
изученных
в классе, называть их авторов; обосновывать своѐ высказывание о литературном
произведении или герое, подтверждать высказывание фрагментами или отдельными
строчками из произведения; использовать в речи средства кабардинского речевого
этикета; самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных
задач (чтение согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения на
определѐнную тему); общаться в малых группах, высказывать оценочные суждения
о героях
прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
читать наизусть 8-10 стихотворений разных авторов (по выбору); работать со словом
(распознавать прямое и переносное значение слов в тексте произведения, определять
случаи многозначности), целенаправленно пополнять активный словарный запас;
самостоятельно работать с разными источниками информации (включая
словари и справочники разного направления).

Урок
бжыгъэр

Календарнэ-тематическэ план (Анэдэлъхубзэ, 4 класс)
Разделхэмрэ
Сыхьэт
Урокыр
темэхэмрэ
бжыгъэр
щек1уэк1ыну
зэманыр
планыр
1уэры1уатэ

1

Л1ымрэ Жыгымрэ

1

07.09.23

2

Пц1ащхъуэ ц1ык1у

1

14.09.23

3

Мыщэ и къуэ Батыр

1

21.09.23

4

Мыщэ и къуэ Батыр

1

28.09.23

5

Хэт и хъуп1э?

1

05.10.23

Бжьыхьэ дыщафэ
6

Пхъэхуей жыг. Къардэн Б.

1

12.10.23

7

Тхьэмпэ пыхужыгъуэ

1

19.10.23

8

Бжьыхьэпэ. Тхьэгъэзит З.
Бжьыхьэр къихьащ. Хьэкъун И.

1

26.10.23

9

1эмал. Къагъырмэс Б.
Ди проектхэр

1

09.11.23

Щ1ымахуэ
10

Щ1ымахуэм. Нало З.

1

16.11.23

11

Щ1ымахуэ. Уэрэзей А.

1

23.11.23

12

Лъэрыжэ. Журт Б.

1

30.11.23

13

Илъэсыщ1э. Кагъырмэс Б.

1

07.12.23

фактыр

14

Щ1ымахуэ пхъэщхьэмыщхьэхэр

1

14.12.23

Джэгунми п1алъэ и1эщ. Уэзы М.
Зэныбжьэгъугъэ
15

1эпэзадэ. Нало З.

1

21.12.23

16

Т1ум т1у хэплъхьэмэ. Бозий Л.

1

28.12.23

17

Ныбжьэгъу уи1эну ухуеймэ

1

11.01.24

18

Сыт джэдум шха нэужь
зыщ1итхьэщ1ыр? Шэджыхьэщ1э Хь.

1

18.01.24

19

Щихум и жэуап. Къагъырмэс Б.

1

25.01.24

Ди Хэкур
20

Хъерлы зыгъэп1ейтейр. Бозий Л.

1

01.02.24

21

Дэшхуей тхьэмпэ. Хьэх С.

1

08.02.24

22

Сыадыгэщ. 1эщыж Б.

1

15.02.24

23

Си Хэку, уэращ си гъащ1эр! Хьэнфэн
А. Адэжь щ1ыналъэ. Джэдгъэф Б.

1

22.02.24

1

29.02.24

Гъатхэ
24

Гъатхэ. Щоджэнц1ык1у Алий
Гъатхэпэ. Гъубжокъуэ Л.

25

Анэ. Мыкъуэжь А.

1

07.03.24

26

Къурш псыдзэ. Къуэдзокъуэ Л.
Мэз дохутырхэр. Елчэпар А.

1

14.03.24

1

21.03.24

1

04.04.24

Щремы1э Зауэ!
27

Мишэ
и
Щомахуэ А.

28

Сурэт. Бицу А.

анэр

къигъуэтыжащ.

Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар. Нало З.
Псэущхьэхэмрэ къэк1ыгъэхэмрэ
29

Си1эщ сэ жыг ц1ык1у. Балъкъыз Б.
Мэзым. Журт Б.

1

11.04.24

30

Письмо. Бахъсэн Ф.

1

18.04.24

Щыхь хьэщ1э. К1уант1э 1эзид.
Сабийгъуэм и лъахэ
31

Блулэ. Къуэдзокъуэ Хь.

1

25.04.24

32

Къалэдэс. Къэжэр Хь.
Лъапсэ быдэ. Понэщ Хь.

1

02.05.24

1

16.05.24

1

24.05.24

Нэмыс. Джаурджий Хь.
Кхъы1э, и1э. 1ут1ыж Б.
Гъэмахуэ
33

Бжьа1уэм. Ацкъан Руслан
Мэрак1уэхьэ. Къуныжь Хь.

34

Гъэмахуэ. Тхьэмокъуэ Б.
Пшэ ц1ык1у. Сонэ А.
К1ыгуугу макъ. Скребицкий Г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».