Рабочая программа по русскому языку во 2 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID2052232)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 2 класса

с.п.Верхний Курп

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне

основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством

хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5
часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170
ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка:
наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный
ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный;
согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце
и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика

Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует
уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце
предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного
членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении

под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил
правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника
для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной
мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.

Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка,
отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского
языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов
России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том
числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных
языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства
общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе
языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых
способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о
системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания
для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое
значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем
алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами,
самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного
алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать
выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе
предложенных критериев);

проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации,
для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном
источнике: в словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей)
правила
информационной
безопасности
при
поиске
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении
слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;


проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой
ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах
наблюдения, выполненного мини­исследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных
универсальных учебных действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике,
использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и
пунктуационную ошибку;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по
предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных
задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;








принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать
конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
 осознавать язык как основное средство общения;
 характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный
(непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
 определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных);
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е,
ё, ю, я;
 обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
 находить однокоренные слова;
 выделять в слове корень (простые случаи);
 выделять в слове окончание;
 выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по
учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие;


















распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые
безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах,
отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание
предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50
слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45
слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определённую тему,
по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2
предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе
решения учебных задач.

2 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Электронные

программы
Всего

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

6

3

Лексика

10

4

Состав слова

14

5

Морфология

19

6

Синтаксис

8

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

30

Резервное время

32

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

(цифровые)
образовательные
ресурсы

2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Язык как явление национальной
культуры. Многообразие языкового
пространства России и мира

1

2

Различение звуков и букв. Различение
ударных и безударных гласных звуков

1

3

Парные и непарные по твёрдости мягкости согласные звуки

1

4

Гласные после шипящих в сочетаниях
жи, ши (в положении под ударением)

1

5

Гласные после шипящих в сочетаниях
ча, ща, чу, щу

1

6

Сочетания чк, чн, чт, щн, нч

1

7

Парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки

1

8

Повторение алгоритма списывания
текста

1

9

Функции мягкого знака

1

10

Использование на письме
разделительных ъ и ь

1

11

Правописание слов с разделительным

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

04.09.2023

05.09.2023
06.09.2023
07.09.2023
11.09.2023
12.09.2023
13.09.2023
14.09.2023
15.09.2023
18.09.2023

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

мягким знаком

19.09.2023

12

Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком

1

13

Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком и
другими изученными орфограммами

1

14

Деление слов на слоги. Использование
знания алфавита при работе со
словарями

1

15

Перенос слов по слогам

1

16

Перенос слов по слогам: закрепление

1

17

Резервный урок по разделу фонетика:
учимся характеризовать звуки

1

18

Резервный урок по разделу фонетика:
различаем звуки и буквы

1

19

Диктант на изученные правила (гласные
после шипящих, сочетания чк, чн, чт)

1

20

Выбор языковых средств для ответа на
заданный вопрос

1

21

Выбор языковых средств для
выражения собственного мнения

1

22

Выбор языковых средств для ведения
разговора: начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание
и т. п.

1

23

Предложение как единица языка

1

20.09.2023

21.09.2023

22.09.2023

25.09.2023
26.09.2023
27.09.2023
28.09.2023
1

29.09.2023
02.10.2023
03.10.2023

04.10.2023

05.10.2023
24

Восклицательные и невосклицательные
предложения

1

25

Виды предложений по цели
высказывания

1

26

Повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения

1

27

Предложение и слово

1

28

Наблюдение за выделением в устной
речи одного из слов предложения
(логическое ударение)

1

29

Связь слов в предложении

1

30

Предложение: систематизация знаний

1

31

Резервный урок по разделу синтаксис:
связь слов в предложении

1

32

Резервный урок по разделу синтаксис:
установление связи слов в предложении

1

33

Диктант на изученные правила
(безударные гласные в корне слова)

1

34

Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

35

Диалогическая форма речи

1

36

Умение договариваться и приходить к
общему решению в совместной

1

06.10.2023
09.10.2023
10.10.2023
11.10.2023

12.10.2023

13.10.2023
16.10.2023
17.10.2023
18.10.2023
1

19.10.2023
20.10.2023
23.10.2023
24.10.2023

деятельности при проведении парной и
групповой работы
37

Окончание как изменяемая часть слова

1

38

Изменение формы слова с помощью
окончания

1

39

Различение изменяемых и
неизменяемых слов

1

40

Однокоренные (родственные) слова.
Корень слова

1

41

Признаки однокоренных (родственных)
слов. Корень слова

1

42

Составление устного рассказа по
репродукции картины

1

43

Корень как часть слова

1

44

Корень как общая часть родственных
слов

1

45

Единообразное написание гласных в
корне

1

46

Обозначение буквой безударного
гласного звука в корне слова

1

47

Способы проверки написания буквы,
обозначающей безударный гласный
звук в корне слова

1

48

Списывание текста. Словарный диктант

1

49

Корень слова: обобщение знаний

1

25.10.2023
26.10.2023
27.10.2023
06.11.2023
07.11.2023
08.11.2023
09.11.2023
10.11.2023
13.11.2023
14.11.2023

15.11.2023
1

16.11.2023

17.11.2023
50

Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне

1

51

Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне: закрепление

1

52

Объяснительный диктант: учимся
обозначать безударные гласные в корне
слова

1

53

Непроверяемые гласные в корне слова

1

54

Правописание слов с проверяемыми и
непроверяемыми безударными
гласными в корне слова

1

55

56

Обозначение парных по звонкостиглухости согласных в корне слова
Правописание слов с парным по
звонкости-глухости согласным в корне
слова

1

1

57

Способы проверки согласных в корне
слова

1

58

Отработка правописания слов с парным
по глухости звонкости согласным в
корне слова

1

59

Учимся писать буквы согласных в
корне слова

1

60

Объяснительный диктант: учимся
писать буквы согласных в корне слова

1

61

Суффикс как часть слова

1

20.11.2023
21.11.2023

22.11.2023

23.11.2023

24.11.2023

24.11.2023

27.11.2023

28.11.2023

29.11.2023

30.11.2023
01.12.2023

04.12.2023
62

Суффикс как часть слова: наблюдение
за значением

1

63

Списывание текста. Словарный диктант

1

64

Орфографическая зоркость как
осознание места возможного
возникновения орфографической
ошибки: наблюдение за правописанием
суффиксов имён существительных

1

65

Орфографическая зоркость как
осознание места возможного
возникновения орфографической
ошибки: наблюдение за правописанием
суффиксов имён прилагательных

1

66

67

Приставка как часть слова
(наблюдение)
Орфографическая зоркость как
осознание места возможного
возникновения орфографической
ошибки: наблюдение за правописанием
приставок

1

1

68

Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове

1

69

Роль суффиксов и приставок

1

70

Состав слова: систематизация знаний

1

05.12.2023
1

06.12.2023

07.12.2023

07.12.2023

08.12.2023

11.12.2023

12.12.2023

13.12.2023

14.12.2023
71

Состав слова: обобщение

1

72

Отработка способов решения
орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове

1

73

Знакомство с жанром поздравления

1

74

Учимся писать буквы гласных и
согласных в корне слова

1

75

Диктант на изученные орфограммы в
корне слова

1

76

77

78
79
80

Работа над ошибками, допущенными в
диктанте
Резервный урок по разделу состав
слова: корни с чередованием согласных
снег/снеж, бег/беж, пух/пуш,
сапог/сапож и др.
Резервный урок по разделу состав
слова: как образуются слова
Резервный урок по разделу состав
слова: нулевое окончание (наблюдение)
Списывание текста. Словарный диктант

15.12.2023

18.12.2023

19.12.2023
20.12.2023
1

1

1

1
1
1

81

Составление устного рассказа по
репродукции картины

1

82

Слово и его значение

1

83

Значение слова в словаре

1

84

Однозначные и многозначные слова

1

1

85

Значение слова в словаре и тексте

1

86

Многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова

1

87

Синонимы

1

88

Синонимы в тексте

1

89

Антонимы

1

90
91
92
93
94

Наблюдение за использованием
антонимов
Обобщение знаний по разделу
«Лексика»
Резервный урок по разделу лексика:
работаем с толковым словарем
Резервный урок по разделу лексика:
проверочная работа
Резервный урок по разделу лексика

1
1
1
1

1

1

95

Диктант на изученные правила
(орфограммы корня)

1

96

Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

97

Текст

1

98

Признаки текста: смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность предложений в
тексте; выражение в тексте законченной
мысли

1

99

Тема текста

1

100

Основная мысль

1

1

101

Заглавие текста

1

102

Подбор заголовков к предложенным
текстам.

1

103

Отработка умения подбирать заголовки
к предложенным текстам

1

104

Отработка правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов

1

105

Последовательность частей текста
(абзацев).

1

106

107

Корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений
Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком
предложений

1

1

108

Корректирование текстов с
нарушенным порядком абзацев

1

109

Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком абзацев

1

110

Подробное изложение
повествовательного текста объёмом
30—45 слов с опорой на вопросы

1

111

Повторение правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов

1

112

Имя существительное как часть речи

1

113

Имя существительное: значение

1

114

Употребление прописной и строчной
буквы

1

115

Имя существительное : вопросы

1

(«кто?», «что?»),
116

Имя существительное: изменение по
числам

1

117

Число имён существительных

1

118

Имя существительное: употребление в
речи

1

119

Прописная буква в именах
собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных

1

120

121

Прописная буква в именах
собственных: географические названия
Объяснительный диктант на изученные
правила (орфограммы корня, прописная
буква и др.)

1

1

122

Составление устного рассказа с опорой
на личные наблюдения и вопросы

1

123

Глагол как часть речи

1

124

Глагол: значение

1

125

Глагол: вопросы «что делать?», «что
сделать?» и др.

1

127

Единственное и множественное число
глаголов
Контрольный диктант

128

Обобщение знаний о глаголе

1

129

Подробное изложение
повествовательного текста объёмом
30—45 слов с опорой на вопросы

1

126

1
1

1

130

Имя прилагательное как часть речи

1

131

Имя прилагательное: значение

1

132

Связь имени прилагательного с именем
существительным

1

133

Обобщение знаний об имени
прилагательном

1

134

Предлог. Отличие предлогов от
приставок

1

135

Наиболее распространённые предлоги:
в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.

1

136

Раздельное написание предлогов с
именами существительными

1

137

Раздельное написание предлогов с
именами существительными:
закрепление

1

138

Части речи: систематизация знаний

1

139

Части речи: обобщение

1

140

Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: систематизация

1

141

Резервный урок по разделу морфология:
части речи

1

142

Резервный урок по разделу морфология:
изменение по числам имен
существительных

1

143

Резервный урок по разделу морфология:
роль имён существительных в тексте

1

144

Резервный урок по разделу морфология:
роль глаголов в тексте

1

145

Резервный урок по разделу морфология:
роль имён прилагательных в тексте

1

146

Резервный урок по разделу морфология:
выполняем проектное задание

1

147

Резервный урок по разделу морфология:
выполняем проектное задание

1

149

Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: обобщение
Текст-описание

150

Особенности текстов-описаний

1

151

Текст-повествование

1

152

Особенности текстов-повествований

1

148

1
1

154

Различение текстов-описаний и текстовповествований
Текст-рассуждение

155

Особенности текстов-рассуждений

1

156

Резервный урок по разделу развитие
речи: составляем план текста

1

153

157

158

Резервный урок по разделу развитие
речи: составляем план текста
Резервный урок по разделу развитие
речи: пишем текст по предложенному
плану

1
1

1

1

159

Резервный урок по разделу развитие
речи: учимся сочинять текст-описание

1

160

Резервный урок по разделу развитие
речи: учимся сочинять текст-

1

повествование
161

Резервный урок по разделу развитие
речи: учимся сочинять текстрассуждение

1

162

Резервный урок по разделу развитие
речи: подробное изложение текста

1

163

Резервный урок по разделу развитие
речи: проверочная работа

1

164

Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

165

Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

166

Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

167

168

Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности
Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

1

1

169

Резервный урок по разделу орфография:
проверочная работа

1

1

170

Резервный урок по разделу орфография:
проверочная работа

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

12

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык: 2-й класс: учебник: в 2 частях, 2 класс/ Канакина В.П.,
Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
В.П.Канакина
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».