Рабочая программа по музыке в 4 классе

Рабочая программа по
музыке в 4 классе
(ID 1879147)

с.п.Верхний Курп 2023

Пояснительная записка
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия,
универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для
становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт
самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо
заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать
представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни
современного человека и общества. В содержании программы по музыке
представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы
массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие).
Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является
практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных
инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов
музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей,
принципов и форм развития музыки.
Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с
некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание
музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические
потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств,
состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несѐт в
себе музыка.
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим
героем произведения является уникальным психологическим механизмом для
формирования
мировоззрения
обучающегося
опосредованным
недирективным путѐм. Ключевым моментом при составлении программы по
музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие
качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие
системе традиционных российских ценностей.
Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является
развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт
чувственного восприятия и художественного исполнения музыки
формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка
личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по
музыке
принадлежит
игровым
формам
деятельности,
которые
рассматриваются как широкий спектр конкретных приѐмов и методов,
внутренне присущих самому искусству – от традиционных фольклорных игр
и театрализованных представлений к звуковым импровизациям,
направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального
языка, композиционных принципов.
Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной
культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к
внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация
осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей, обучающихся в
единстве
эмоциональной и познавательной сферы; развитие потребности в общении с
произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как
универсального языка общения, художественного отражения многообразия
жизни; формирование творческих способностей ребѐнка, развитие
внутренней
мотивации к музицированию.
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего
образования:
формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в
жизни и в искусстве; формирование позитивного взгляда на окружающий
мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой
через доступные формы музицирования; формирование культуры
осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным
российским
духовно-нравственным
ценностям
через
собственный
внутренний опыт эмоционального переживания; развитие эмоционального
интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления
и продуктивного воображения; овладение предметными умениями и

навыками в различных видах практического музицирования, введение
обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной
деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя),
исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение
(элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное
движение
(пластическое
интонирование,
танец,
двигательное
моделирование), исследовательские и творческие проекты; изучение
закономерностей музыкального искусства: интонационнаяи жанровая
природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального
языка; воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение
интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;
расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой
родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур, времѐн и
народов.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа
построения учебного материала и допускает вариативный подход к
очерѐдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание учебного предмета структурно представлено восемью
модулями (тематическими линиями):
инвариантные:
модуль № 1 «Народная музыка России»;
модуль № 2 «Классическая музыка»;
модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
вариативные:
модуль № 4 «Музыка народов мира»; модуль № 5
«Музыка театра и кино»; модуль № 6
«Современная музыкальная культура»; модуль №
7 «Музыкальная грамота»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков.
Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение
количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка
тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды
деятельности за счѐт внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений
театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и
творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на

изучение данной темы, увеличивается за счѐт внеурочной деятельности в
рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана
внеурочной деятельности образовательной организации.
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки в 4 классе
– 17 часов (0,5 в неделю).
При разработке рабочей программы по музыке образовательная
организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в
том числе с организациями системы дополнительного образования детей,
учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы
(театры, музеи, творческие союзы).
Освоение
программы
по
музыке
предполагает
активную
социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных
праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе
основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как
«Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир»,
«Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и
другие.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Инвариантные модули
Модуль № 1 «Народная музыка России»
Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания
национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в
музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для
освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная
культура родного края, своего народа, других народов нашей страны.
Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ
традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и
детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание
необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки,
научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных
шоупрограмм, эксплуатирующих фольклорный колорит.
Край, в котором ты живѐшь
Содержание: Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды,
музыкальные инструменты.
Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение образцов
традиционного фольклора своей
местности,
песен,
посвящѐнных
своей
малой
родине,
песен
композиторовземляков; диалог с учителем о музыкальных традициях своего
родного края; вариативно: просмотр видеофильма о культуре родного края;
посещение
краеведческого музея; посещение этнографического спектакля, концерта.
Русский фольклор
Содержание: Русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский
фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Виды деятельности обучающихся:
разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров;
участие в коллективной традиционной музыкальной игре (по выбору учителя
могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ѐжка»,
«Заинька» и другие); сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе
текстов

игрового детского фольклора;
вариативно: ритмическая импровизация, исполнение аккомпанемента на
простых ударных (ложки) и духовых (свирель) инструментах к изученным
народным песням;
Русские народные музыкальные инструменты
Содержание: Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок,
свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые
мелодии.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с внешним видом,
особенностями исполнения и звучания
русских народных инструментов; определение на слух тембров
инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных;
музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов;
двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных
инструментах; слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение
песен, в которых присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание
голосам народных инструментов; вариативно: просмотр видеофильма о
русских музыкальных инструментах; посещение музыкального или
краеведческого музея; освоение простейших навыков игры на свирели,
ложках.
Сказки, мифы и легенды
Содержание: Народные сказители. Русские народные сказания, былины.
Сказки и легенды о музыке и музыкантах.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с манерой сказывания
нараспев; слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых
нараспев; в инструментальной музыке определение на слух
музыкальных
интонаций речитативного характера; создание иллюстраций к прослушанным
музыкальным и литературным
произведениям; вариативно: знакомство с эпосом народов России (по выбору
учителя: отдельные сказания или примеры из эпоса народов России,
например, якутского Олонхо, карело-финской Калевалы, калмыцкого
Джангара, Нартского эпоса); просмотр фильмов, мультфильмов, созданных
на основе былин, сказаний; речитативная импровизация – чтение нараспев
фрагмента сказки, былины.

Жанры музыкального фольклора
Содержание: Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические,
трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные
инструменты.
Виды деятельности обучающихся: различение на слух контрастных по
характеру фольклорных жанров:
колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая; определение, характеристика
типичных элементов музыкального языка
(темп, ритм, мелодия, динамика), состава исполнителей; определение тембра
музыкальных инструментов, отнесение к одной из
групп (духовые, ударные, струнные); разучивание, исполнение песен разных
жанров, относящихся к
фольклору разных народов Российской Федерации; импровизации, сочинение
к ним ритмических аккомпанементов
(звучащими жестами, на ударных инструментах); вариативно: исполнение на
клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен,
прослеживание мелодии по нотной записи.
Народные праздники
Содержание: Обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на
примере одного или нескольких народных праздников (по выбору учителя
внимание обучающихся может быть сосредоточено на русских традиционных
народных праздниках (Рождество, Осенины, Масленица, Троица) и (или)
праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз, Ысыах).
Виды деятельности обучающихся: знакомство с праздничными
обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и
сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации;
разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной
традиционной игре (по выбору учителя могут быть освоены традиционные
игры территориально близких или, наоборот, далѐких регионов Российской
Федерации); вариативно: просмотр фильма (мультфильма), рассказывающего
о
символике фольклорного праздника; посещение театра,
театрализованного представления; участие в народных гуляньях
на улицах родного города, посѐлка.
Первые артисты, народный театр
Содержание: Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.

Виды деятельности обучающихся:
чтение учебных, справочных текстов по теме; диалог
с учителем;
разучивание, исполнение скоморошин; вариативно: просмотр фильма
(мультфильма), фрагмента музыкального
спектакля; творческий проект – театрализованная постановка.
Фольклор народов России
Содержание: Музыкальные традиции, особенности народной музыки
республик Российской Федерации (по выбору учителя может быть
представлена культура 2–3 регионов Российской Федерации. Особое
внимание следует уделить как наиболее распространѐнным чертам, так и
уникальным самобытным явлениям, например: тувинское горловое пение,
кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик
Поволжья, Сибири). Жанры, интонации, музыкальные инструменты,
музыканты-исполнители.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с особенностями музыкального фольклора различных
народностей Российской Федерации; определение характерных черт,
характеристика типичных элементов
музыкального языка (ритм, лад, интонации);
разучивание
песен,
танцев,
импровизация
ритмических
аккомпанементов на ударных инструментах; вариативно: исполнение на
доступных клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий
народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи; творческие,
исследовательские проекты, школьные фестивали,
посвящѐнные музыкальному творчеству народов России.
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Содержание: Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке
композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского
творчества.
Виды деятельности обучающихся:
диалог с учителем о значении фольклористики;
чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора;
слушание музыки, созданной композиторами на основе народных

жанров и интонаций; определение приѐмов обработки, развития народных
мелодий; разучивание, исполнение народных песен в композиторской
обработке; сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и
композиторском варианте;
обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе
сравнения; вариативно: аналогии с изобразительным искусством – сравнение
фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома,
городецкая роспись) с творчеством современных художников, модельеров,
дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи.
Модуль № 2 «Классическая музыка»
Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой
музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры.
Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений
позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств,
воплощѐнную в звуках музыкальным гением великих композиторов,
воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных
произведениях.
Композитор – исполнитель – слушатель
Содержание: Композитор. Исполнитель. Особенности их деятельности,
творчества. Умение слушать музыку. Концерт, концертный зал. Правила
поведения в концертном зале. Виды деятельности обучающихся: просмотр
видеозаписи концерта;
слушание музыки, рассматривание иллюстраций; диалог
с учителем по теме занятия;
«Я – исполнитель» (игра – имитация исполнительских движений), игра
«Я – композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз);
освоение правил поведения на концерте;
вариативно: «Как на концерте» – выступление учителя или
одноклассника, обучающегося в музыкальной школе, с исполнением
краткого музыкального произведения; посещение концерта классической
музыки.
Композиторы – детям
Содержание: Детская музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б.
Кабалевского и других композиторов. Понятие жанра. Песня, танец, марш.

Виды деятельности обучающихся: слушание музыки, определение
основного характера, музыкальновыразительных средств, использованных композитором;
подбор эпитетов, иллюстраций к музыке; определение
жанра;
музыкальная викторина;
вариативно: вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес
со словами; разучивание, исполнение песен; сочинение ритмических
аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых
инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера.
Оркестр
Содержание: Оркестр – большой коллектив музыкантов. Дирижѐр,
партитура, репетиция. Жанр концерта – музыкальное соревнование солиста с
оркестром.
Виды деятельности обучающихся:
слушание музыки в исполнении оркестра;
просмотр видеозаписи;
диалог с учителем о роли дирижѐра, «Я – дирижѐр» – игра-имитация
дирижѐрских жестов во время звучания музыки; разучивание и исполнение
песен соответствующей тематики; вариативно: знакомство с принципом
расположения партий в партитуре;
работа по группам – сочинение своего варианта ритмической партитуры.
Музыкальные инструменты. Фортепиано
Содержание: Рояль и пианино. История изобретения фортепиано,
«секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники»
фортепиано (клавесин, синтезатор). Виды деятельности обучающихся:
знакомство с многообразием красок фортепиано; слушание фортепианных
пьес в исполнении известных пианистов;
«Я – пианист» – игра-имитация исполнительских движений во время
звучания музыки; слушание детских пьес на фортепиано в исполнении
учителя; демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той
же
пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами); вариативно:
посещение концерта фортепианной музыки; разбираем инструмент –
наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино;

«Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предполагающая
подсчѐт параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей).
Музыкальные инструменты. Флейта
Содержание: Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс.
Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра
(например, «Шутка» И.С. Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»
К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси).
Виды деятельности обучающихся: знакомство с внешним видом,
устройством и тембрами классических
музыкальных инструментов; слушание музыкальных фрагментов в
исполнении известных
музыкантов-инструменталистов; чтение учебных текстов, сказок и легенд,
рассказывающих о
музыкальных инструментах, истории их появления.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель
Содержание: Певучесть тембров струнных смычковых инструментов.
Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители,
мастера, изготавливавшие инструменты.
Виды деятельности обучающихся:
игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки;
музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их
авторов, определения тембров звучащих инструментов; разучивание,
исполнение
песен,
посвящѐнных
музыкальным
инструментам; вариативно: посещение концерта инструментальной музыки;
«Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предполагающая
описание внешнего вида и особенностей звучания инструмента, способов
игры на нѐм. Вокальная музыка
Содержание: Человеческий голос – самый совершенный инструмент.
Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной
музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс,
вокализ, кант.
Виды деятельности обучающихся: определение на слух типов
человеческих голосов (детские, мужские,
женские), тембров голосов профессиональных вокалистов; знакомство
с жанрами вокальной музыки;

слушание вокальных произведений композиторов-классиков; освоение
комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений; вокальные
упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его
диапазона; проблемная ситуация: что значит красивое
пение;
музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных
произведений и их авторов; разучивание, исполнение вокальных
произведений композиторовклассиков;
вариативно: посещение концерта вокальной музыки; школьный конкурс
юных вокалистов.
Инструментальная музыка
Содержание: Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса.
Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с жанрами
камерной инструментальной музыки; слушание
произведений композиторов-классиков; определение
комплекса выразительных средств; описание своего
впечатления от восприятия; музыкальная викторина;
вариативно:
посещение
концерта
инструментальной
музыки;
составление словаря музыкальных жанров.
Программная музыка
Содержание: Программное название, известный сюжет, литературный
эпиграф.
Виды деятельности обучающихся:
слушание произведений программной музыки;
обсуждение
музыкального
образа,
музыкальных
средств,
использованных композитором; вариативно: рисование образов программной
музыки; сочинение небольших миниатюр (вокальные или инструментальные
импровизации) по заданной программе. Симфоническая музыка
Содержание: Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов.
Симфония, симфоническая картина.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с
составом
симфонического оркестра, группами

инструментов; определение на слух тембров инструментов
симфонического оркестра; слушание фрагментов симфонической
музыки;
«дирижирование» оркестром; музыкальная
викторина;
вариативно: посещение концерта симфонической музыки; просмотр
фильма об устройстве оркестра.
Русские композиторы-классики
Содержание: Творчество выдающихся отечественных композиторов.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными
фактами из их биографии; слушание музыки: фрагменты вокальных,
инструментальных,
симфонических сочинений; круг характерных образов (картины природы,
народной жизни,
истории); характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных
средств; наблюдение за развитием музыки; определение жанра, формы;
чтение учебных текстов и художественной литературы биографического
характера;
вокализация тем инструментальных сочинений;
разучивание,
исполнение доступных вокальных сочинений; вариативно: посещение
концерта; просмотр биографического фильма.
Европейские композиторы-классики
Содержание: Творчество выдающихся зарубежных композиторов.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством
выдающихся композиторов, отдельными
фактами из их биографии; слушание музыки: фрагменты вокальных,
инструментальных,
симфонических сочинений; круг характерных образов (картины природы,
народной жизни,
истории); характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных
средств; наблюдение за развитием музыки; определение жанра, формы;
чтение учебных текстов и художественной литературы биографического

характера; вокализация тем инструментальных сочинений; разучивание,
исполнение доступных вокальных сочинений; вариативно: посещение
концерта; просмотр биографического фильма.
Мастерство исполнителя
Содержание:
Творчество
выдающихся
исполнителей-певцов,
инструменталистов, дирижѐров. Консерватория, филармония, Конкурс имени
П.И. Чайковского.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством
выдающихся исполнителей классической
музыки; изучение программ, афиш консерватории,
филармонии;
сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в
исполнении разных музыкантов;
беседа на тему «Композитор – исполнитель – слушатель»;
вариативно: посещение концерта классической музыки;
создание коллекции записей любимого исполнителя.
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг
рефлексивного исследования обучающимися психологической связи
музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным
результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта
обучающихся, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков,
осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию
как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном
общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс
выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщѐнные
жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения.
Сверхзадача модуля – воспитание чувства прекрасного, пробуждение и
развитие эстетических потребностей.
Красота и вдохновение
Содержание: Стремление человека к красоте Особое состояние –
вдохновение. Музыка – возможность вместе переживать вдохновение,
наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей – хор, хоровод.
Виды деятельности обучающихся:

диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека;
слушание музыки, концентрация на еѐ восприятии, своѐм внутреннем
состоянии; двигательная импровизация под музыку лирического характера
«Цветы
распускаются под музыку»; выстраивание хорового унисона – вокального и
психологического; одновременное взятие и снятие звука, навыки
певческого дыхания по
руке дирижѐра; разучивание, исполнение
красивой песни; вариативно: разучивание
хоровода
Музыкальные пейзажи
Содержание: Образы природы в музыке. Настроение музыкальных
пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение
глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать
словами.
Виды деятельности обучающихся:
слушание произведений программной музыки, посвящѐнной образам
природы; подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки;
сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства;
двигательная импровизация, пластическое интонирование; разучивание,
одухотворенное исполнение песен о природе, еѐ красоте; вариативно:
рисование «услышанных» пейзажей и (или) абстрактная
живопись
–
передача
настроения
цветом,
точками,
линиями;
играимпровизация «Угадай моѐ настроение».
Музыкальные портреты
Содержание: Музыка, передающая образ человека, его походку,
движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных
интонациях.
Виды деятельности обучающихся: слушание произведений вокальной,
программной инструментальной
музыки, посвящѐнной образам людей, сказочных персонажей; подбор
эпитетов для описания настроения, характера музыки; сопоставление
музыки с произведениями изобразительного искусства; двигательная
импровизация в образе героя музыкального произведения; разучивание,
харáктерное исполнение песни – портретной зарисовки; вариативно:
рисование, лепка героя музыкального произведения; игра-

импровизация «Угадай мой характер»; инсценировка – импровизация в жанре
кукольного (теневого) театра с помощью кукол, силуэтов.
Какой же праздник без музыки?
Содержание: Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в
цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.
Виды деятельности обучающихся:
диалог с учителем о значении музыки на празднике;
слушание произведений торжественного, праздничного характера;
«дирижирование» фрагментами произведений; конкурс
на лучшего «дирижѐра»;
разучивание и исполнение тематических песен к
ближайшему
празднику; проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит
музыка; вариативно: запись видеооткрытки с музыкальным поздравлением;
групповые творческие шутливые двигательные импровизации «Цирковая
труппа».
Танцы, игры и веселье
Содержание: Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость
движения. Примеры популярных танцев.
Виды деятельности обучающихся: слушание,
исполнение музыки скерцозного характера;
разучивание, исполнение танцевальных движений;
танец-игра;
рефлексия собственного эмоционального состояния после участияв
танцевальных композициях и импровизациях; проблемная
ситуация: зачем люди танцуют;
ритмическая импровизация в стиле определѐнного танцевального
жанра;
Музыка на войне, музыка о войне
Содержание: Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни,
марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм,
тембры малого барабана, трубы). Песни Великой Отечественной войны –
песни Великой Победы.
Виды деятельности обучающихся: чтение учебных и художественных
текстов, посвящѐнных песням
Великой Отечественной войны; слушание, исполнение песен Великой
Отечественной войны, знакомство

с историей их сочинения и исполнения; обсуждение в классе, ответы на
вопросы: какие чувства вызывают песни Великой Победы, почему? Как
музыка, песни помогали российскому народу одержать победу в Великой
Отечественной войне?
Главный музыкальный символ
Содержание: Гимн России – главный музыкальный символ нашей
страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны.
Виды деятельности обучающихся:
разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации; знакомство с
историей создания, правилами исполнения; просмотр видеозаписей
парада, церемонии награждения спортсменов; чувство гордости,
понятия достоинства и чести;
обсуждение этических вопросов, связанных с государственными
символами страны; разучивание, исполнение Гимна своей республики,
города, школы.
Искусство времени
Содержание: Музыка – временное искусство. Погружение в поток
музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и
развития.
Виды деятельности обучающихся: слушание, исполнение музыкальных
произведений, передающих образ
непрерывного движения; наблюдение за своими телесными реакциями
(дыхание, пульс,
мышечный тонус) при восприятии музыки; проблемная ситуация: как музыка
воздействует на человека; вариативно:
программная
ритмическая
или инструментальная
импровизация «Поезд», «Космический корабль».
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
Данный модуль является продолжением и дополнением модуля
«Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой
других народов нет непереходимых границ» – тезис, выдвинутый Д.Б.
Кабалевским во второй половине ХХ века, остаѐтся по-прежнему
актуальным. Интонационная и жанровая близость фольклора разных народов.

Певец своего народа
Содержание: Интонации народной музыки в творчестве зарубежных
композиторов – ярких представителей национального музыкального стиля
своей страны.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с творчеством композиторов; сравнение
их сочинений с народной музыкой;
определение формы, принципа развития фольклорного музыкального
материала; вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений;
разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; вариативно:
исполнение на клавишных или духовых инструментах
композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие,
исследовательские проекты, посвящѐнные выдающимся
композиторам.
Музыка стран ближнего зарубежья
Содержание: Фольклор и музыкальные традиции стран ближнего
зарубежья (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Музыкальные
традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Славянские
музыкальные традиции. Кавказские мелодии и ритмы. Композиторы и
музыканты-исполнители стран ближнего зарубежья. Близость музыкальной
культуры этих стран с российскими республиками.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями
музыкального фольклора народов других
стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального
языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями
исполнения и звучания
народных инструментов; определение на слух тембров инструментов;
классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная
викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная
игра – импровизация-подражание игре на музыкальных
инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других
народовс
фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение
песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к
ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах);
вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах

народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие,
исследовательские проекты, школьные фестивали,
посвящѐнные музыкальной культуре народов мира.
Музыка стран дальнего зарубежья
Содержание: Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный
фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты.
Карнавал. Музыка Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство
игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты.
Танцевальные жанры (по выбору учителя могут быть представлены болеро,
фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и другие).
Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки.
Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран
Юго-Восточной
Азии.
Императорские
церемонии,
музыкальные
инструменты. Пентатоника.
Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные
инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других
стран региона.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями
музыкального фольклора народов других
стран;
определение характерных черт, типичных элементов музыкального
языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями
исполнения и звучания
народных инструментов; определение на слух тембров инструментов;
классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная
викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная
игра – импровизация-подражание игре на музыкальных
инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других
народов с
фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение
песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к
ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах);
вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах
народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие,
исследовательские проекты, школьные фестивали,
посвящѐнные музыкальной культуре народов мира.

Диалог культур
Содержание: Образы, интонации фольклора других народов и стран в
музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы
других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные
цитаты в творчестве зарубежных композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с творчеством композиторов; сравнение
их сочинений с народной музыкой;
определение формы, принципа развития фольклорного музыкального
материала; вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений;
разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; вариативно:
исполнение на клавишных или духовых инструментах
композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие,
исследовательские проекты, посвящѐнные выдающимся
композиторам.
Модуль № 5 «Музыка театра и кино»
Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем
«Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с
модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека»
(музыкальные портреты). Для данного модуля особенно актуально сочетание
различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как
театрализованные
постановки
силами
обучающихся,
посещение
музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.
Музыкальная сказка на сцене, на экране
Содержание: Характеры персонажей, отражѐнные в музыке. Тембр
голоса. Соло. Хор, ансамбль.
Виды
деятельности
обучающихся:
видеопросмотр музыкальной сказки;
обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты
сюжета, характеры героев; игра-викторина
«Угадай по голосу»;
разучивание, исполнение отдельных номеров из детской оперы,
музыкальной сказки; вариативно: постановка детской музыкальной сказки,
спектакль для

родителей; творческий проект «Озвучиваем мультфильм».
Театр оперы и балета
Содержание: Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера.
Солисты, хор, оркестр, дирижѐр в музыкальном спектакле.
Виды деятельности обучающихся: знакомство со
знаменитыми музыкальными театрами;
просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями
учителя; определение особенностей балетного и оперного
спектакля; тесты или кроссворды на освоение специальных
терминов; танцевальная импровизация под музыку
фрагмента балета;
разучивание и исполнение доступного фрагмента, обработки песни
(хора из оперы);
«игра в дирижѐра» – двигательная импровизация во время слушания
оркестрового фрагмента музыкального спектакля; вариативно: посещение
спектакля или экскурсия в местный музыкальный театр; виртуальная
экскурсия по Большому театру; рисование по мотивам музыкального
спектакля, создание афиши.
Балет. Хореография – искусство танца
Содержание: Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля.
Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов
(например, балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна,
В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина).
Виды деятельности обучающихся: просмотр и обсуждение видеозаписей
– знакомство с несколькими
яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов;
музыкальная викторина на знание балетной музыки;
вариативно: пропевание и исполнение ритмической партитуры –
аккомпанемента к фрагменту балетной музыки; посещение балетного
спектакля или просмотр фильма-балета;
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Содержание: Ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление.
Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов (по выбору
учителя могут быть представлены фрагменты из опер Н.А. Римского
Корсакова («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»), М.И. Глинки

(«Руслан и Людмила»), К.В. Глюка («Орфей и Эвридика»), Дж. Верди и
других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
слушание фрагментов опер;
определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных
средств оркестрового сопровождения; знакомство с
тембрами голосов оперных певцов; освоение
терминологии;
звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний; разучивание,
исполнение песни, хора из оперы; рисование героев, сцен из
опер; вариативно: просмотр фильма-оперы; постановка детской
оперы.
Сюжет музыкального спектакля
Содержание: Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом.
Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля; рисунок
обложки для либретто опер и балетов;
анализ выразительных средств, создающих образы главных героев,
противоборствующих сторон; наблюдение за музыкальным развитием,
характеристика приѐмов,
использованных композитором; вокализация, пропевание музыкальных тем,
пластическое
интонирование оркестровых фрагментов; музыкальная
викторина на знание музыки; звучащие и
терминологические тесты; вариативно:
создание любительского видеофильма
на
основе
выбранного либретто; просмотр фильма-оперы или фильма-балета.
Оперетта, мюзикл
Содержание: История возникновения и особенности жанра. Отдельные
номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана и др.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с жанрами оперетты, мюзикла;
слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей

жанра; разучивание, исполнение
отдельных номеров из
популярных
музыкальных спектаклей; сравнение разных постановок одного и того же
мюзикла; вариативно: посещение музыкального театра: спектакль в жанре
оперетты или мюзикла; постановка фрагментов, сцен из мюзикла – спектакль
для родителей.
Кто создаѐт музыкальный спектакль?
Содержание: Профессии музыкального театра: дирижѐр, режиссѐр,
оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и другие.
Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем по поводу
синкретичного характера музыкального
спектакля; знакомство с миром театральных профессий, творчеством
театральных
режиссѐров, художников; просмотр фрагментов одного и того же спектакля в
разных постановках; обсуждение различий в оформлении, режиссуре;
создание эскизов костюмов и декораций к одному из изученных
музыкальных спектаклей; вариативно: виртуальный квест по
музыкальному театру.
Патриотическая и народная тема в театре и кино
Содержание: История создания, значение музыкально-сценических и
экранных произведений, посвящѐнных нашему народу, его истории, теме
служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки
к фильмам (например, опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки, опера «Война и
мир», музыка к кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы
«Борис Годунов» и другие произведения).
Виды деятельности обучающихся:
чтение учебных и популярных текстов об истории создания
патриотических опер, фильмов, о творческих поисках композиторов,
создававших к ним музыку;
диалог с учителем;
просмотр фрагментов крупных сценических произведений, фильмов;
обсуждение характера героев и событий; проблемная ситуация:
зачем нужна серьѐзная музыка;
разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических

событиях и подвигах героев; вариативно: посещение театра (кинотеатра) –
просмотр спектакля (фильма) патриотического содержания; участие в
концерте, фестивале, конференции патриотической тематики.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная,
духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно
выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью
в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений,
действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через
несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка»
входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от
эмбиента до рэпа), для восприятия которых требуется специфический и
разнообразный музыкальный опыт. Поэтому на уровне начального общего
образования необходимо заложить основы для последующего развития в
данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков,
существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и
исполнение песен современных композиторов, написанных современным
музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между
современностью песни и еѐ доступностью детскому восприятию, соблюдать
критерии отбора материала с учѐтом требований художественного вкуса,
эстетичного вокально-хорового звучания. Современные обработки
классической музыки
Содержание:
Понятие
обработки,
творчество
современных
композиторов исполнителей, обрабатывающих классическую музыку.
Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?
Виды деятельности обучающихся: различение музыки классической и еѐ
современной обработки; слушание обработок классической музыки,
сравнение их с оригиналом; обсуждение комплекса выразительных
средств, наблюдение за
изменением характера музыки; вокальное исполнение классических тем в
сопровождении современного
ритмизованного аккомпанемента;
Джаз
Содержание: Особенности джаза: импровизационность, ритм.
Музыкальные инструменты джаза, особые приѐмы игры на них. Творчество

джазовых музыкантов (по выбору учителя могут быть представлены примеры
творчества всемирно известных джазовых).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с творчеством джазовых музыкантов;
узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от
других музыкальных стилей и направлений; определение на слух тембров
музыкальных инструментов,
исполняющих джазовую композицию; вариативно: разучивание, исполнение
песен в джазовых ритмах; сочинение, импровизация ритмического
аккомпанемента с джазовым ритмом, синкопами; составление плейлиста,
коллекции записей джазовых музыкантов.
Исполнители современной музыки
Содержание: Творчество одного или нескольких исполнителей
современной музыки, популярных у молодѐжи.
Виды деятельности обучающихся: просмотр видеоклипов современных
исполнителей; сравнение их композиций с другими направлениями и
стилями
(классикой, духовной, народной музыкой); вариативно: составление
плейлиста, коллекции записей современной музыки для друзей-других
обучающихся (для проведения совместного досуга); съѐмка собственного
видеоклипа на музыку одной из современных популярных композиций.
Электронные музыкальные инструменты
Содержание: Современные «двойники» классических музыкальных
инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны.
Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах.
Виды деятельности обучающихся: слушание музыкальных композиций
в исполнении на электронных
музыкальных инструментах; сравнение их звучания с акустическими
инструментами, обсуждение
результатов сравнения; подбор электронных тембров для создания музыки к
фантастическому
фильму; вариативно: посещение музыкального магазина (отдел электронных
музыкальных инструментов); просмотр фильма об электронных
музыкальных инструментах; создание электронной композиции в
компьютерных программах с готовыми семплами (например, Garage Band).

Модуль № 7 «Музыкальная грамота»
Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от
других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и
всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь
певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя.
Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического
планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе
по 5–10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения
не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве
актуального знания, практического багажа при организации работы над
следующим музыкальным материалом.
Весь мир звучит
Содержание: Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота,
громкость, длительность, тембр. Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звуками музыкальными и шумовыми; различение, определение
на слух звуков различного качества; игра – подражание звукам и голосам
природы с использованием
шумовых
музыкальных
инструментов,
вокальной
импровизации;
артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение попевок и
песен с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков.
Звукоряд
Содержание: Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с элементами нотной записи;
различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие
от других последовательностей звуков; пение с названием нот, игра на
металлофоне звукоряда от ноты «до»; разучивание и исполнение
вокальных упражнений, песен, построенных
на элементах звукоряда.
Интонация
Содержание: Выразительные и изобразительные интонации.
Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание
по нотной записи кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и
другие) и выразительного
(просьба, призыв и другие) характера;
разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен,

вокальные и инструментальные импровизации на основе данных интонаций;
слушание фрагментов музыкальных произведений, включающих
примеры изобразительных интонаций.
Ритм
Содержание: Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные
длительности), такт, тактовая черта. Виды деятельности обучающихся:
определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических
рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз; исполнение,
импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки,
шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов; игра
«Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим
карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов; разучивание,
исполнение на ударных инструментах ритмической
партитуры; слушание музыкальных произведений с ярко выраженным
ритмическим
рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками);
Ритмический рисунок
Содержание: Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы.
Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.
Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание
по нотной записи ритмических
рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз; исполнение,
импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки,
шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов; игра
«Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим
карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов; разучивание,
исполнение на ударных инструментах ритмической
партитуры; слушание музыкальных произведений с ярко выраженным
ритмическим
рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками);
Размер
Содержание: Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры
2/4, 3/4, 4/4.
Виды деятельности обучающихся: ритмические упражнения на ровную
пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими
жестами или на ударных инструментах);

определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4;
исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с
хлопками-акцентами на сильную долю, элементарными дирижѐрскими
жестами;
слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным
размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку;
вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок,
мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4; вокальная и инструментальная
импровизация в заданном размере.
Музыкальный язык
Содержание: Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо,
диминуэндо). Штрихи (стаккато, легато, акцент).
Виды деятельности обучающихся: знакомство с элементами
музыкального языка, специальными
терминами, их обозначением в нотной записи; определение изученных
элементов на слух при восприятии
музыкальных произведений; наблюдение за изменением музыкального
образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер
музыки при изменении темпа, динамики, штрихов); исполнение вокальных и
ритмических упражнений, песен с ярко
выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками;
использование элементов музыкального языка для создания определѐнного
образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях;
вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок,
мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми
красками; исполнительская интерпретация на основе их изменения.
Составление музыкального словаря.
Высота звуков
Содержание: Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот
на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары). Виды
деятельности обучающихся: освоение понятий «выше-ниже»;
определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров;
прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых
песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации;
наблюдение за изменением музыкального образа при изменении

регистра; вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах
попевок, кратких
мелодий по нотам;
выполнение
упражнений
на виртуальной клавиатуре.
Мелодия
Содержание:
Мотив,
музыкальная
фраза.
Поступенное,
плавное движение мелодии, скачки. Мелодический
рисунок.
Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание
по нотной записи мелодических
рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками;
исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных
музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков; вариативно:
нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива; обнаружение
повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих
друг на друга; исполнение на духовых, клавишных инструментах или
виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.
Сопровождение
Содержание: Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение,
проигрыш.
Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание
по нотной записи главного голоса
и сопровождения; различение, характеристика мелодических и ритмических
особенностей
главного голоса и сопровождения; показ рукой линии движения главного
голоса и аккомпанемента; различение простейших элементов
музыкальной формы: вступление,
заключение, проигрыш; составление наглядной графической схемы;
импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне
(звучащими жестами или на ударных инструментах); вариативно: исполнение
простейшего сопровождения к знакомой
мелодии на клавишных или духовых инструментах.
Песня
Содержание: Куплетная форма. Запев, припев.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со строением куплетной формы;
составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной

формы; исполнение песен, написанных в куплетной
форме;
различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных
произведений; вариативно: импровизация, сочинение новых куплетов к
знакомой песне.
Лад
Содержание: Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор.
Краска звучания. Ступеневый состав. Виды
деятельности обучающихся:
определение на слух ладового наклонения музыки; игра
«Солнышко – туча»;
наблюдение за изменением музыкального образа при изменении лада;
распевания, вокальные упражнения, построенные на чередовании
мажора и минора; исполнение песен с ярко выраженной
ладовой окраской;
вариативно: импровизация, сочинение в заданном ладу; чтение сказок о
нотах и музыкальных ладах.
Пентатоника
Содержание: Пентатоника – пятиступенный лад, распространѐнный у
многих народов.
Виды деятельности обучающихся: слушание инструментальных
произведений, исполнение
песен,
написанных в пентатонике
Ноты в разных октавах
Содержание: Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с нотной записью во второй и малой октаве;
прослеживание по нотам небольших мелодий в соответствующем
диапазоне; сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах;
определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент;
вариативно: исполнение на духовых, клавишных инструментах или
виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.
Дополнительные обозначения в нотах
Содержание: Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги).

Виды деятельности обучающихся: знакомство с дополнительными
элементами нотной записи; исполнение песен, попевок, в которых
присутствуют данные элементы.
Ритмические рисунки в размере 6/8
Содержание: Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный
ритм.
Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание
по нотной записи ритмических
рисунков в размере 6/8; исполнение, импровизация с помощью звучащих
жестов (хлопки,
шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов; игра «Ритмическое эхо»,
прохлопывание ритма по ритмическим
карточкам, проговаривание ритмослогами; разучивание, исполнение на
ударных инструментах ритмической
партитуры; слушание музыкальных произведений с ярко выраженным
ритмическим
рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками);
вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах
попевок, мелодий и аккомпанементов в размере 6/8.
Тональность. Гамма
Содержание: Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и
минорные тональности (до 2–3 знаков при ключе).
Виды деятельности обучающихся:
определение на слух устойчивых звуков;
игра «устой – неустой»;
пение упражнений – гамм с названием нот, прослеживание по нотам;
освоение понятия «тоника»; упражнение на допевание неполной
музыкальной фразы до тоники
«Закончи
музыкальную
фразу»;
вариативно:
импровизация в заданной тональности.
Интервалы
Содержание:
Понятие музыкального
интервала. Тон,
полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы:
секунда, септима.
Виды деятельности обучающихся: освоение
понятия «интервал»;

анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон);
различение на слух диссонансов и консонансов, параллельного
движения двух голосов в октаву, терцию, сексту; подбор эпитетов для
определения
краски
звучания различных
интервалов;
разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной
характерной интерваликой в мелодическом движении; элементы
двухголосия;
вариативно: досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего
основной голос в терцию, октаву; сочинение аккомпанемента на основе
движения квинтами, октавами.
Гармония
Содержание: Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие
фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио.
Виды деятельности обучающихся: различение на
слух интервалов и аккордов; различение на слух
мажорных и минорных аккордов;
разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движениемпо
звукам аккордов; вокальные упражнения с элементами
трѐхголосия;
определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен,
прослушанных инструментальных произведений; вариативно: сочинение
аккордового аккомпанемента к мелодии песни. Музыкальная форма
Содержание: Контраст и повтор как принципы строения музыкального
произведения. Двухчастная, трѐхчастная и трѐхчастная репризная форма.
Рондо: рефрен и эпизоды.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со строением музыкального произведения, понятиями
двухчастной и трѐхчастной формы, рондо; слушание произведений:
определение формы их строения на слух; составление наглядной буквенной
или графической схемы; исполнение песен, написанных в двухчастной или
трѐхчастной форме; вариативно: коллективная импровизация в форме рондо,
трѐхчастной репризной форме; создание художественных композиций
(рисунок, аппликация) по законам музыкальной формы.
Вариации
Содержание: Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.

Виды деятельности обучающихся:
слушание произведений, сочинѐнных в форме вариаций; наблюдение за
развитием, изменением основной темы; составление наглядной
буквенной или графической схемы; исполнение ритмической
партитуры, построенной по принципу
вариаций;
вариативно: коллективная импровизация в форме вариаций.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
МУЗЫКЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1)
в области гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности;
знание Гимна России и традиций его исполнения,
уважение
музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям
отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города,
республики.
2)
в
области
духовно-нравственного
воспитания:
признание
индивидуальности
каждого
человека;
проявление
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности; готовность
придерживаться
принципов
взаимопомощи
и
творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
3)
в области эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным
традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное
в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
4)
в области научного познания:
первоначальные представления о единстве и
особенностях
художественной и научной картины мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
5)
в области физического воспитания, формирования
культуры здоровья и эмоционального благополучия:
знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей)

образа жизни в окружающей среде и готовность к их выполнению;
бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание,
артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и
физического утомления с использованием
возможностей музыкотерапии.
6)
в области трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности.
7)
в области экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей
вред.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
В результате изучения музыки на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы универсальные
познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные
учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть универсальных познавательных учебных
действий:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения,
жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы
музыкального звучания по определѐнному признаку;
определять существенный признак
для классификации,
классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты,
элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях
музыкального
искусства, сведениях и
наблюдениях
за
звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем

алгоритма; выявлять недостаток информации, в том числе слуховой,
акустической для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального
восприятия и исполнения, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть универсальных познавательных
учебных действий:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между
реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в
отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; с помощью
учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых
упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной
деятельности, ситуации совместного музицирования; сравнивать несколько
вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по
предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и
явлениями (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и
подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать
возможное развитие музыкального процесса, эволюции
культурных явлений в различных условиях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть универсальных познавательных учебных
действий:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ
проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете; анализировать текстовую, видео-,
графическую, звуковую, информацию

в соответствии с учебной задачей; анализировать музыкальные тексты
(акустические и нотные)по
предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления
информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть
универсальных коммуникативных учебных действий:
1) невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей,
стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального
высказывания; выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки
(соло или в
коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное
содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к
исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной
выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и
значение интонации в повседневном общении.
2) вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования
разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ
мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей; создавать устные и письменные тексты (описание,
рассуждение,
повествование); готовить небольшие публичные
выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
3) совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях
совместного восприятия, исполнения музыки; переключаться между
различными формами коллективной, групповойи индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия при решении поставленной задачи; формулировать

краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес учѐтом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина основе
предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в
общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с
опорой на
предложенные образцы.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части универсальных регулятивных учебных
действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; выстраивать последовательность выбранных
действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации
и
самоконтроля
как
часть
регулятивных
универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных
действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесия и т.д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у
обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к
музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с
музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по
музыке:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать
серьѐзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
проявляют интерес к игре на доступных музыкальных инструментах;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут
назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые
им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия,
творческой и исполнительской деятельности; с уважением относятся к
достижениям отечественной музыкальной
культуры; стремятся к расширению своего музыкального
кругозора.
К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России»
обучающийся научится:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных
произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке
различных регионов России; определять на слух и называть знакомые
народные музыкальные
инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по
принципу
звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность
музыкальных произведений и их
фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру
пения, инструментального исполнения, типы солистов
и коллективов – народных и академических; создавать ритмический
аккомпанемент на ударных инструментахпри
исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением
и без сопровождения; участвовать в коллективной игре (импровизации)
(вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных
фольклорных жанров.
К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка»
обучающийся научится:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора

и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать
простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях
композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерныеи
симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности,
приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными
темами) сочинения
композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с еѐ
настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные
музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от
музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства,
использованные
композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные
произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека»
обучающийся научится:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики,
школы, исполнять песни, посвящѐнные Победе нашего народа в Великой
Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать
музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать
обобщѐнные жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и
маршевость (связь с движением), декламационность, эпос
(связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические
переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке,
стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей
К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира»
обучающийся научится:
различать на слух и исполнять произведения народной
и
композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность
народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов; различать на слух и называть фольклорные
элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных
композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и

жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки
(песенные,
танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
К концу изучения модуля № 5 «Музыка театра и кино»
обучающийся научится:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров
(опера, балет, оперетта, мюзикл); различать отдельные номера музыкального
спектакля (ария, хор, увертюра и так далее), узнавать на слух и называть
освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; различать
виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры
человеческих голосов и музыкальных инструментов,
определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием
музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор,
музыкант, дирижѐр, сценарист, режиссѐр, хореограф, певец, художник и
другие.
К концу изучения модуля № 6 «Современная музыкальная
культура» обучающийся научится:
различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной
культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; различать и
определять на слух принадлежность музыкальных произведений,
исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в
том числе эстрады, мюзикла, джаза); анализировать, называть музыкальновыразительные средства, определяющие основной характер, настроение
музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами
при исполнении; исполнять современные музыкальные произведения,
соблюдая певческую культуру звука.
К концу изучения модуля № 7 «Музыкальная грамота»
обучающийся научится:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие,
тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка
(темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и другое),
уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать
изобразительные и выразительные интонации, находить
признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; различать
на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать
значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые

музыкальные формы – двухчастную, трѐхчастную и трѐхчастную репризную,
рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого
диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
Количество часов
Электронные
(цифровые)
Дата
Контрольные Практические
образовательные
изучения
Всего
ресурсы
работы
работы
Раздел 1. Народная музыка России

1

Край, в котором ты
живѐшь: русские
народные песни
«Выходили красны
девицы», «Вдоль да
по речке»,
«Солдатушки,
бравы ребятушки»;
Е.П.Крылатов,
Ю.С.Энтин
«Лесной олень»

2

Русские народные
музыкальные
инструменты: П.И.
Чайковский пьесы
«Камаринская»
«Мужик на

11.01.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

18.01.24
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

гармонике играет»;
«Пляска
скоморохов» из
оперы
«Снегурочка» Н.А.
РимскогоКорсакова

3

Фольклор народов
России: Якутские
народные мелодии
«Призыв весны»,
«Якутский танец»

Итого по разделу

25.01.24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

3
Раздел 2. Классическая музыка

1

Композиторы –
детям: П.И.
Чайковский
«Сладкая греза», из
Детского альбома,
Д.Д. Шостакович
Вальс-шутка; песни
из фильма-мюзикла
«Мэри Поппинс, до
свидания»

2

Вокальная музыка:
С.С. Прокофьев,
стихи А. Барто
«Болтунья»; М.И.
Глинка, стихи Н.
Кукольника
«Попутная песня»

01.02.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

08.02.24

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

3

Инструментальная
музыка: П.И.
Чайковский
«Мама», «Игра в
лошадки» из
Детского альбома,
С.С. Прокофьев
«Раскаяние» из
Детской музыки

4

Симфоническая
музыка: М.И.
Глинка.
«Арагонская хота»,
П. Чайковский
Скерцо из 4-й
симфонии

1

5

Русские
композиторы-

1

классики: П.И.
Чайковский «Танец
феи Драже», «Вальс
цветов» из балета
«Щелкунчик»

15.02.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

22.02.24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

29.02.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

Итого по разделу

5
Раздел 3. Музыка в жизни человека

1

Искусство времени:
Н. Паганини
«Вечное движение»,
И. Штраус «Вечное
движение», М.
Глинка «Попутная
песня», Э.
Артемьев «Полет»
из к/ф «Родня»;
Е.П.Крылатов и
Ю.С.Энтин
«Прекрасное
далеко»

Итого по разделу

07.03.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

1
Раздел 4. Музыка народов мира

1

Музыка стран

1

14.03.24

Библиотека ЦОК

ближнего зарубежья:
песни и плясовые
наигрыши народных
музыкантовсказителей
(акыны, ашуги, бакши
и др.); К. Караев
Колыбельная и танец
из балета «Тропою
грома». И. Лученок,
М. Ясень «Майский
вальс».
А.Пахмутова,
Н.Добронравов
«Беловежская пуща» в
исполнении ВИА
«Песняры»

2

Музыка стран
дальнего зарубежья:
норвежская народная
песня «Волшебный

https://m.edsoo.ru/7f412ea4

21.03.24

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

смычок»;
А.Дворжак
Славянский танец №
2 ми-минор,
Юмореска.
Б.Сметана
Симфоническая
поэма «Влтава»
Итого по разделу

2
Раздел 5. Музыка театра и кино

1

Музыкальная
сказка на сцене, на
экране: «Морозко»
– музыкальный
фильм-сказка
музыка Н.
Будашкина; С.
Никитин «Это очень
интересно»,
«Пони», «Сказка по
лесу идет»,
«Резиновый ѐжик»;
Г.В. Свиридов
сюита
«Музыкальные
иллюстрации»

04.04.24

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2

3

Балет: А.
Хачатурян. Балет
«Гаянэ»
(фрагменты); Р.
Щедрин Балет
«Конек-горбунок»,
фрагменты:
«Девичий хоровод»,
«Русская кадриль»,
«Золотые рыбки»,
«Ночь» и др.
Опера. Главные
герои и номера
оперного спектакля:
оперы «Садко»,
«Борис Годунов»,
«Сказка о царе
Салтане»
Н.А. РимскогоКорсакова

Итого по разделу

11.04.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

18.04.24

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

3
Раздел 6. Современная музыкальная культура

1

Современные
обработки
классической
музыки: В.А.
Моцарт
«Колыбельная»; А.
Вивальди «Летняя
гроза» в
современной
обработке; Ф.
Шуберт «Аве
Мария» в
современной
обработке; Поль
Мориа «Фигаро»

Итого по разделу

25.04.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

1
Раздел 7. Музыкальная грамота

1

Интонация:
С.В.Рахманинов.
«Сирень»;
Р.Щедрин. Концерт
для оркестра
«Озорные

16.05.24

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

частушки»

2

Музыкальный язык:
Я. Сибелиус
«Грустный вальс»;
К. Орф «О,
Фортуна!» (№ 1) из
кантаты «Кармина
Бурана»; Л.
Андерсон «Пьеса
для пишущей
машинки с
оркестром»

23.05.24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

Итого по разделу

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

• Музыка, 4 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
nsportal.ru, infourok.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».