Аннотации к рабочим программам по музыке

Аннотация
к рабочей программе учебного предмета, курса
«Музыка»
1-4 классы
Программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования. Программа
составлена в соответствии с основными положениями художественнопедагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность
четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования» /
Музыка. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. C. Шмагина.
Цель и задачи программы:
– формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части
духовной культуры школьников;
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия
школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого
инастоящего;
- накопление на основе восприятия музыки тезауруса — интонационнообразного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний
о музыке, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в
сложном мире музыкального искусства;
приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
овладение
способами
художественной
деятельности,
развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В соответствии с учебным планом школы на изучение данной
программы выделено 67,5 часов из них:16,5 ч. (1 кл.), 21уч. нед.; по 17 часов
во 2-4 классах, 23 уч. нед
•
•
•

Рабочая программа включает в себя:
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (личностные,
метапредметные, предметные);
Содержание учебного предмета, курса;
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Срок реализации программы 4 года.

Аннотация к рабочей программе МУЗЫКА 5-8 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (предметная область
«Искусство») (далее соответственно – программа по музыке, музыка) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по музыке. Пояснительная записка отражает общие цели и
задачи изучения музыки, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам. Содержание обучения
раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для изучения на
уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения
программы по музыке включают личностные, метапредметные и предметные
результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения музыки, сгруппированы
по учебным модулям. Пояснительная записка. Программа по музыке
разработана с целью оказания методической помощи учителю музыки в
создании рабочей программы по учебному предмету. Музыка – универсальный
антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и
цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя
интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические
эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для
которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщенности, с
другой – глубокая степень психологической вовлеченности личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира
человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми,
окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка действует
на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная
рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка,
не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни,
способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является
средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие
века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное
воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности.
Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного
кода, сохраняющего в свернутом виде всю систему мировоззрения предков,
передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком –
подсознательном – уровне. Музыка – временно́е искусство. В связи с этим
важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности

является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинноследственных связей и логики развития событий,
обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с
прошлым. Изучение музыки обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального
интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности.
Музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и
нравственное развитие обучающегося, формирование всей системы ценностей.
Изучение музыки необходимо для полноценного образования и воспитания
обучающегося, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер,
творческого потенциала. Основная цель реализации программы по музыке –
воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры
обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых
ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание,
интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через
творчество). В процессе конкретизации учебных целей их реализация
осуществляется по следующим направлениям: становление системы ценностей
обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной
и познавательной сферы; развитие потребности в общении с произведениями
искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной
формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов,
эффективного способа авто-коммуникации; формирование творческих
способностей ребенка, развитие внутренней мотивации к интонационносодержательной деятельности. Задачи обучения музыке на уровне основного
общего образования: приобщение к традиционным российским ценностям
через
личный
психологический
опыт
эмоционально-эстетического
переживания; осознание социальной функции музыки, стремление понять
закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного
проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее
воздействия на человека; формирование ценностных личных предпочтений в
сфере музыкального искусства, воспитание уважительного отношения к
системе культурных ценностей других людей, приверженность парадигме
сохранения и развития культурного многообразия; формирование целостного
представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства,
освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для
различных музыкальных стилей; расширение культурного кругозора,
накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного,

осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального
искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального
искусства и современной музыкальной культуре; развитие общих и
специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе: слушание (расширение приемов и навыков
вдумчивого, осмысленного восприятия музыки, аналитической, оценочной,
рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением); исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях,
игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской
деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации,
композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых
программных
продуктов);
музыкальное
движение
(пластическое
интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование); творческие
проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления); исследовательская деятельность на материале музыкального
искусства. Программа по музыке составлена на основе модульного принципа
построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности
изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов
освоения содержания. При этом 4 модуля из 9 предложенных рассматриваются
как инвариантные, остальные 5 – как вариативные, реализация которых может
осуществляться по выбору учителя с учетом этнокультурных традиций региона,
индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей обучающихся,
их творческих способностей. Содержание учебного предмета структурно
представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими
преемственность с образовательной программой начального общего
образования и непрерывность изучения учебного предмета: инвариантные
модули: модуль № 1 «Музыка моего края»; модуль № 2 «Народное музыкальное
творчество России»; модуль № 3 «Русская классическая музыка»; модуль № 4
«Жанры музыкального искусства» вариативные модули: модуль № 5 «Музыка
народов мира»; модуль № 6 «Европейская классическая музыка»; модуль № 7
«Духовная музыка»; модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и
направления»; модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»; Общее
число часов, рекомендованных для изучения музыки, – 136 часов: в 5 классе –
34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».