Аннотации к рабочим программам по обществознанию

Аннотация
к рабочей программе по обществознанию для 6-9 классов
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе
авторской программы Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие
программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова.
6-9 классы / Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.:
Просвещение, 2019 г.)
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в
том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
воспитанию
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации
— в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, становлению социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию
способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;
повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой
деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для
школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению
учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений,
которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных
источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового
государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и
умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для
решения типичных задач в области социальных отношений; для

осуществления гражданской и общественной деятельности, развития
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Состав УМК для 6 класса:
- Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н.
И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
- Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD)
- Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н.,
Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.
- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников
под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И.,
Иванова Л. Ф. и др.
Состав УМК для 7класса:
- Учебник. Обществознание. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф.
Ивановой.
- Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 7 класс. (CD)
- Поурочные разработки. Обществознание. 7 класс. Л. Н. Боголюбов, Н.
И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.
- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников
под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И.,
Иванова Л. Ф. и др.
Состав УМК для 8 класса:
- Учебник. Обществознание. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю.
Лазебниковой, Н. И. Городецкой
- Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 8 класс. (CD)

- Поурочные разработки. Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н.
И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.
- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников
под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И.,
Иванова Л. Ф. и др.
Состав УМК для 9 класса:
- Учебник. Обществознание. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю.
Лазебниковой, А. И. Матвеева
- Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 9 класс. (CD)
- Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Л. Н. Боголюбов, Е.
И. Жильцова, А. Т. Кинкулькин и др.
- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников
под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И.,
Иванова Л. Ф. и др.
Рабочая программа рассчитана на 174 часов учебного времени, из
расчета 1 ч в неделю, а именно:

Классы

Кол-во учебных
недель

Кол-во часов в
год

6 классы

34

34

7 классы

34

34

8 классы

34

34

9 классы

34

34

Итого:

170

170

С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются
следующие формы организации учебного процесса:
- индивидуальная работа;
- индивидуально-групповая работа;
- групповая работа;
- работа в парах;
- нетрадиционные уроки: урок-исследование, урок-практикум, уроксеминар, урок-презентация.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через
опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Отбор учебного материала для содержания примерной программы по
обществознанию для основной школы осуществляется с учетом целей
предмета, его места в системе школьного образования, возрастных
потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов,
особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности,
получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на
изучение предмета.
Структура курса и последовательность предъявления материала. В
школьном курсе по обществознанию нет принципа «неодолимой силы»,
такого, как принцип хронологии в истории, который диктовал бы лишь одну
последовательность построения курса. Образовательно-воспитательные цели
данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием
различных моделей построения содержания курса для основной школы.
Последовательность, предложенная в примерной программе по
обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих
принципов отбора содержания и логики его развертывания, также
особенностями построения учебного содержания курса на этом этапе
обучения.
При распределении тем
примерной программы по
обществознанию в основной школе следует иметь в виду, что каждый класс
рассматривается как относительно самостоятельная ступень в подготовке
учеников и в то же время как звено в развертывании целостной и
относительно завершенной, т.е. охватывающей все основные элементы,
социальной картины мира.

Программа
предусматривает
выделение
двух
относительно
самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом
возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (6-7 классы), обращенное к младшему
подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности
проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные
представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы
должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла,
справедливости и несправедливости. Основой содержания являются
моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и
воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего
образцы достойного поведения.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в
предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в
обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт
относительно развёрнутое представление о личности и её социальных
качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме
качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема –
«Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует
его взаимоотношения с другими людьми.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального
взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина
Российской Федерации, расширяются их экономических отношениях,
наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений.
Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации
темы. Первая из них – «Регулирование поведения людей в обществе» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование
первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли
социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает
сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о
правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён
необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая
тема – «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких
проявлениях экономической жизни общества как производство, обмен,
потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики. –
производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в
обществе – создание материальных благ для удовлетворения потребностей
людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии
способов рационального поведения основных участников экономики –
потребителей и производителей. Кроме того программа предлагает раскрытие
основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и
природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8 – 9 классы) все его
содержательные компоненты (социально-психологические, моральноэтические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более
обстоятельно, систематично, целостно.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая – «Личность и общество»
- вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений.
Следующая тема – «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем
морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того,
в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с
функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с
информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет
знания об основных экономических проявлениях (производство, обмен,
потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются
понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие
широкий
спектр
разнообразных
явлений
экономической
жизни
(экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов).
Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики –
экономическим
отношениям
между
отдельными
хозяйствующими
субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание
уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль
государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема
«Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия:
социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный
статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные
отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в
современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества.
Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях по
поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в
управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую
отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся
в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам
теории права, другая – отраслям права. Особое внимание уделено элементам
конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя
РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также
механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся
предъявляются в определенной мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе
должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ
дополнительного образования, деятельностью детских общественных
организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой

работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к
правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обществознания
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания
курса по обществознанию, являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное
участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии
различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского
мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними
и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками
основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности
с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том
числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста
в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности
с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни
этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной
жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
содержания программы по обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о
сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного
обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии;
умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для
сознательного выполнения старшими подростками основных социальных
ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных
источниках;
адекватно
ее
воспринимать,
применяя
основные

обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,
места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизму и гражданственности;
- знание особенностей труда как одного из основных видов
деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для
общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в
соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни
общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в
сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном
обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации
для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления
конфликтов.

Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету (курсу)
«Обществознание (углубленный уровень)»
10 класс
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана на основе
требований к планируемых результатам освоения Основной образовательной программы
МКОУ «СОШ сп Верхний Курп», реализующей ФГОС на уровне основного общего
образования и ФОП СОО.
Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения учебного
предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.
Курс углубленного обществознания реализуется в модульном формате: курс состоит из
четырех основных модулей (социология, политология, экономика, право, модуль ЕГЭ) в
течение 10 класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностные результаты изучения обществознания воплощают традиционные
российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению
Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности;
5) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету
общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни;
6) экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
7) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая
понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; мотивация к познанию и
творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин.
8) В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы
среднего общего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе
в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; готовность и
способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные
социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

В результате изучения обществознания на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы метапредментные результаты, в том числе
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
1) У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать
ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения социальных объектов, явлений и процессов;
определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и
процессах;
вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебнопознавательных.
2) У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки
разрешения проблем;
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые
понятия и методы социальных наук;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и
актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных
объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в
познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм
представления (в том числе полученной из интернет-источников), ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
4) У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства
общения, понимать;
значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
5) У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность;
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и в жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической
деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив,
аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
6) У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя
и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы
других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с
позиции другого человека.
7) У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат
по разработанным критериям;

предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.

Аннотация к рабочей программе по обществознанию 11 кл. УМК:
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана на основе
требований к планируемых результатам освоения Основной образовательной
программы МКОУ «СОШ сп Верхний Курп», реализующей ФГОС на уровне
основного общего образования и ФОП СОО.
Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения
учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое
планирование.
Обществознание. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений:
базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др; под редакцией Л.Н.
Боголюбова; - Российская академия наук, Российская академия образования,
издательство Просвещение. – М. Просвещение, 2020г.
Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и
РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень. Л.Н.
Боголюбов, Л.Ф. Иванова.
Предмет «Обществознание» изучается на уровне основного общего
образования в качестве обязательного предмета в 11 классах. Общая недельная
нагрузка обучения составляет 2 часа в 11 классе.
Содержание учебного курса 11 класс
Раздел 1 «Человек и экономика»-24 часа
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука.
Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности.
Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста.
Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и
предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции,
облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы.
Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские
издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в
экономике.
Организационно-правовые
формы
и
правовой
режим
предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные
принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике.
Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг
Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и
антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции
коммерческих
банков. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия
безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной
торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав
потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое
поведение потребителя и производителя.
Раздел 2 «Проблемы социально-политической и духовной жизни
общества» -15 часов
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в
альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая
психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического
поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической
жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной
России.
Раздел 3-«Человек и закон »- 24 часа.
Гуманистическая
роль
естественного
права.
Тоталитарное
правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как
юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская
обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую
среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные
права.
Право
на
интеллектуальную
собственность.
Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и
условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и
расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения
профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных
услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности
административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и
принципы.
Особенности
уголовного
процесса.
Суд
присяжных.
Конституционное судопроизводство.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия
безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной
торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Зашита прав
потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое
поведение потребителя и производителя. Предварительный, текущий,
тематический, итоговый, устный опрос, контрольная работа, тестирование,
самостоятельная работа, проверочная работа, итоговые комплексные работы,
презентация проекта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».