Описание Образовательной программы дошкольного отделения МКОУ СОШ с.п. Верхний Курп_2023-2024

Описание образовательной программы дошкольного отделения
муниципального казѐнного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Верхний Курп»
Терского муниципального района
Кабардино-Балкарской республики
Программа разработана:
1. в соответствии: с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (ФГОС ДО)
2. в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП
ДО)
3. с использованием технологий:
 инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
 парциальной программы «Добро пожаловать в экологию!». Авт. О.А. Воронкевич»
 парциальной программы «Формирование культуры безопасности удетей от 3 до 8 лет».
Авт. Л. Л. Тимофеева»
 парциальной программы обучения кабардинскому языку «Анэбзэ» под редакцией Р.М.
Ацкановой.
4. программа реализуется на русском языке:
5. в рамках вариативной части проходит обучение на кабардино-черкесском языке, который
является региональным государственным языком
Образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разработана в
дошкольном отделении Муниципального казѐнного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа сельского поселения Верхний Курп» Терского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики» (далее - ДО) в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО, с учетом
инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»1.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений (далее – вариативная часть). Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и дополнена в необходимом
объеме положениями инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», что позволяет
использовать ее инновационные разработки и приводит к повышению качества дошкольного
образования в Организации.
При этом, согласно п. 4 ФОП ДО2, в случае полного соответствия положений Программы
федеральной программе, эта часть Программы оформляется в виде ссылки на ФОП ДО.
Дополнительные положения, соответствующие инновационной программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ», прописаны в тексте Программы либо обозначены в виде ссылок на программу «ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Такой подход к формированию Программы реализует выполнение требования Закона об
образовании3 о необходимости обеспечить содержание и планируемые результаты разработанных
образовательными организациями образовательных программ не ниже соответствующих содержания
и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования и позволяет
утверждать, что Программа обеспечивает содержание и планируемые результаты не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.
Вариативная часть Программы предусматривает включение воспитанников в процесс
ознакомления с региональными особенностями Кабардино-Балкарской Республики.
Основной
целью работы является формирование целостных представлений о родном крае, районе, селе в
котором живут дети, через решение следующих задач:

1 Инновационная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
Э. М. Дорофеевой, раздел «Цели и задачи реализации Программы».
2 Приказ от 25 ноября 2022 г. N 1028 «Об утверждении ФОП ДО», п. 10.
3 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 12, п. 6.

 приобщение к истории возникновения родного села (улицы, парки, скверы);
 знакомство со знаменитыми людьми Кабардино-Балкарии;
 формирование представлений о достопримечательностях родной республики, района, села,
его символах;
 воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
 формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру
ремесел в родной республике крае, городе;
 формирование представлений о животном и растительном мире Кабардино-Балкарской
Республики, о Красной книге;
 ознакомление с районом где расположен детский сад, его историей и
достопримечательностями.
В соответствии с ФГОС ДО «Структурные подразделения в одной Организации (далее
группы) могут реализовывать разные Программы»4. Что означает, что в разных группах в рамках
вариативной части могут использоваться различные парциальные программы.
Объем обязательной части Программы составляет не многим более 60% от общего объема
программы, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не многим менее
40%, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Коррекционная работа. Раздел коррекционно-развивающей работы в Программе
формируется с учетом следующих положений:
В пункте 27.3. ФОП ДО указано, что «Организациям предоставляется право разработать
программу КРР в соответствии с ФГОС ДО»5, однако обязанность включать содержание КРР в
Программу наступает только в случае, если планируется ее освоение детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
В пункте 2.11.2. ФГОС ДО написано: «Содержание коррекционной работы и/или
инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с
ограниченными возможностями здоровья».
Далее, в том же разделе ФГОС ДО, написано «В случае организации инклюзивного
образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей,
выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание
данного раздела определяется Организацией самостоятельно». 6
Аналогичные требования обозначены в п. 27.5. ФОП ДО: «КРР организуется: по обоснованному
запросу педагогов и родителей (законных представителей); на основании результатов психологической
диагностики; на основании рекомендаций ППК.».

Структура Программы соответствует ФОП ДО и состоит из 4 разделов — трех основных
(целевой, содержательный, организационный) и одного дополнительного, где дается краткая
презентация Программы. Все разделы составлены в соответствии с требованиями и
рекомендациями ФГОС ДО и ФОП ДО. В каждом из разделов отражается обязательная часть и
часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Методические пособия. Согласно пп. а) пункта 2.11.2. ФГОС ДО7, «содержательный раздел
Программы должен включать описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом
используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.»
Поэтому, в соответствии с ФГОС ДО, для каждой образовательной области, даны перечни пособий,
способствующих реализации соответствующего раздела Программы.
В статье 47, параграф 3, пункт 4 Закона об образовании педагогическим работникам дается
«право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в
соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об
образовании;»8

4 Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС ДО», п. 2.2.
5 Приказ от 25 ноября 2022 г. N 1028 «Об утверждении ФОП ДО», п. 27.3.
6 Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС ДО», п. 2.11.2.
7 Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС ДО», п. 2.11.2.
8 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 47, параграф 3, п. 4.

С целью реализации этого права, в Программе дается широкий перечень пособий, что создает
педагогам возможность выбора — в каждой группе педагоги, реализующие Программу, могут
выбрать из предложенного перечня методические и иные пособия с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников их группы, специфики их образовательных
потребностей и интересов, а также в зависимости от своих предпочтений.
Принцип практической целесообразности (исключение повторов). В ФОП одно и тоже
содержание может раскрываться в различных разделах ФОП. Например, кадровые условия
упоминаются в трех разделах ФОП: содержательном («Значимые для разработки и реализации
Программы характеристики»), в Программе воспитания и в организационном разделе.
В данной Программе применяется принцип практической целесообразности (исключение
повторов), и каждый вопрос раскрывается в одном из разделов Программы в соответствии с ФГОС
ДО, а в остальных местах делается перекрестная ссылка на соответствующий раздел Программы.
Цель Программы — «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности
на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций»9 в период дошкольного детства с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего,
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству
и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Цель Программы дополняет цель, обозначенную в ФОП ДО, целью воспитать в детях
социальную ответственность, как обозначено в Указе Президента и в инновационной программе «ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Инструментом воспитания в детях социальной ответственности
является создание пространства детской реализации (ПДР)10.
Цель Программы достигается через решение задач, обозначенных в ФОП ДО, дополненных
задачами программы «ОТ ОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:
Образовательная программа дошкольного образования охватывает возраст детей от 1 года до 7(8)
лет.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей.
Программа направлена на:



создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации,
его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных
особенностей детей. Определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах
деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных
механизмах развития ребѐнка) и т.д.
Содержание Программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития
ребѐнка дошкольного возраста:





предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия со взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
9 Текст является точной цитатой из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
10 Инновационная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
Э. М. Дорофеевой, раздел «Цели и задачи реализации Программы».



система отношений ребѐнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Образовательная программа ДО включает следующие разделы:
1. Целевой:
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и
психологические характеристики личности ребѐнка на этапе завершения дошкольного образования:
-ребѐнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной
деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
- ребѐнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к
другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
-ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности. Способность ребѐнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и
проявляется в игре. Ребѐнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и
учебную;
-творческие способности ребѐнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок,
танцах, пении и т. п. Ребѐнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо
понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
- у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и
управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных
материалов и т. п.;
-ребѐнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать
сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
-ребѐнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения
и личной гигиены;
-ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы, касающиеся близких и далѐких
предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?),
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном,
социальном и культурном мире, в котором он живѐт. Знаком с книжной культурой, с детской
литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т. п., у ребѐнка складываются предпосылки грамотности. Ребѐнок способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах
действительности.
2. Содержательный раздел
определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее
полноценное развитие детей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает
задачи:
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и
большой родине;

– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту,
социуме, природе);
– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на
основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое
плохо»;
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений:
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с
региональными особенностями Кабардино-Балкарской Республики.
Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через
решение следующих задач:
 приобщение к истории возникновения родного города (села, поселка); знакомство со
знаменитыми земляками и людьми, прославившими КБР.
 формирование представлений о достопримечательностях родного района, КБР (его
государственных символах);
 воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
 формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в
родном районе, селе;
 формирование представлений о животном и растительном мире родного края;

ознакомление с картой КБР, района, города;
3. Организационный раздел
Включает:
– характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим
дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
– особенности работы в четырѐх основных образовательных областях в разных видах
деятельности и/или культурных практиках;
– особенности организации предметно-пространственной развивающей среды;
– особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся:

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие
принципы:







единый подход к процессу воспитания ребѐнка;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
уважение и доброжелательность друг к другу;
дифференцированный подход к каждой семье;
равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в дошкольном отделении осуществляется интеграция общественного и
семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями обучающихся;

- с будущими родителями.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся
Максимальная открытость образовательной деятельности направлена на становление партнѐрских
взаимоотношений педагога с родителями.
Основные принципы работы с родителями:






активности и сознательности – участие всего коллектива Учреждения и родителей в поиске
современных форм и методов сотрудничества с семьей;
открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как
развиваются и живут дети в Учреждении;
сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на
основании социальной перцепции и с помощью общения;
согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или
иных проблемах воспитания;
воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна,
содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».