Описание образовательной программы дошкольного отделения муниципального казѐнного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Верхний Курп» Терского муниципального района Кабардино-Балкарской республики Программа разработана: 1. в соответствии: с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) 2. в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) 3. с использованием технологий: инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» парциальной программы «Добро пожаловать в экологию!». Авт. О.А. Воронкевич» парциальной программы «Формирование культуры безопасности удетей от 3 до 8 лет». Авт. Л. Л. Тимофеева» парциальной программы обучения кабардинскому языку «Анэбзэ» под редакцией Р.М. Ацкановой. 4. программа реализуется на русском языке: 5. в рамках вариативной части проходит обучение на кабардино-черкесском языке, который является региональным государственным языком Образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разработана в дошкольном отделении Муниципального казѐнного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Верхний Курп» Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики» (далее - ДО) в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО, с учетом инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»1. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее – вариативная часть). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и дополнена в необходимом объеме положениями инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», что позволяет использовать ее инновационные разработки и приводит к повышению качества дошкольного образования в Организации. При этом, согласно п. 4 ФОП ДО2, в случае полного соответствия положений Программы федеральной программе, эта часть Программы оформляется в виде ссылки на ФОП ДО. Дополнительные положения, соответствующие инновационной программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», прописаны в тексте Программы либо обозначены в виде ссылок на программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Такой подход к формированию Программы реализует выполнение требования Закона об образовании3 о необходимости обеспечить содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования и позволяет утверждать, что Программа обеспечивает содержание и планируемые результаты не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы. Вариативная часть Программы предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Кабардино-Балкарской Республики. Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае, районе, селе в котором живут дети, через решение следующих задач: 1 Инновационная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, раздел «Цели и задачи реализации Программы». 2 Приказ от 25 ноября 2022 г. N 1028 «Об утверждении ФОП ДО», п. 10. 3 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 12, п. 6. приобщение к истории возникновения родного села (улицы, парки, скверы); знакомство со знаменитыми людьми Кабардино-Балкарии; формирование представлений о достопримечательностях родной республики, района, села, его символах; воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду; формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родной республике крае, городе; формирование представлений о животном и растительном мире Кабардино-Балкарской Республики, о Красной книге; ознакомление с районом где расположен детский сад, его историей и достопримечательностями. В соответствии с ФГОС ДО «Структурные подразделения в одной Организации (далее группы) могут реализовывать разные Программы»4. Что означает, что в разных группах в рамках вариативной части могут использоваться различные парциальные программы. Объем обязательной части Программы составляет не многим более 60% от общего объема программы, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не многим менее 40%, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Коррекционная работа. Раздел коррекционно-развивающей работы в Программе формируется с учетом следующих положений: В пункте 27.3. ФОП ДО указано, что «Организациям предоставляется право разработать программу КРР в соответствии с ФГОС ДО»5, однако обязанность включать содержание КРР в Программу наступает только в случае, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. В пункте 2.11.2. ФГОС ДО написано: «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья». Далее, в том же разделе ФГОС ДО, написано «В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно». 6 Аналогичные требования обозначены в п. 27.5. ФОП ДО: «КРР организуется: по обоснованному запросу педагогов и родителей (законных представителей); на основании результатов психологической диагностики; на основании рекомендаций ППК.». Структура Программы соответствует ФОП ДО и состоит из 4 разделов — трех основных (целевой, содержательный, организационный) и одного дополнительного, где дается краткая презентация Программы. Все разделы составлены в соответствии с требованиями и рекомендациями ФГОС ДО и ФОП ДО. В каждом из разделов отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Методические пособия. Согласно пп. а) пункта 2.11.2. ФГОС ДО7, «содержательный раздел Программы должен включать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.» Поэтому, в соответствии с ФГОС ДО, для каждой образовательной области, даны перечни пособий, способствующих реализации соответствующего раздела Программы. В статье 47, параграф 3, пункт 4 Закона об образовании педагогическим работникам дается «право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;»8 4 Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС ДО», п. 2.2. 5 Приказ от 25 ноября 2022 г. N 1028 «Об утверждении ФОП ДО», п. 27.3. 6 Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС ДО», п. 2.11.2. 7 Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС ДО», п. 2.11.2. 8 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 47, параграф 3, п. 4. С целью реализации этого права, в Программе дается широкий перечень пособий, что создает педагогам возможность выбора — в каждой группе педагоги, реализующие Программу, могут выбрать из предложенного перечня методические и иные пособия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников их группы, специфики их образовательных потребностей и интересов, а также в зависимости от своих предпочтений. Принцип практической целесообразности (исключение повторов). В ФОП одно и тоже содержание может раскрываться в различных разделах ФОП. Например, кадровые условия упоминаются в трех разделах ФОП: содержательном («Значимые для разработки и реализации Программы характеристики»), в Программе воспитания и в организационном разделе. В данной Программе применяется принцип практической целесообразности (исключение повторов), и каждый вопрос раскрывается в одном из разделов Программы в соответствии с ФГОС ДО, а в остальных местах делается перекрестная ссылка на соответствующий раздел Программы. Цель Программы — «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»9 в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Цель Программы дополняет цель, обозначенную в ФОП ДО, целью воспитать в детях социальную ответственность, как обозначено в Указе Президента и в инновационной программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Инструментом воспитания в детях социальной ответственности является создание пространства детской реализации (ПДР)10. Цель Программы достигается через решение задач, обозначенных в ФОП ДО, дополненных задачами программы «ОТ ОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»: Образовательная программа дошкольного образования охватывает возраст детей от 1 года до 7(8) лет. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребѐнка) и т.д. Содержание Программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребѐнка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; 9 Текст является точной цитатой из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 10 Инновационная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, раздел «Цели и задачи реализации Программы». система отношений ребѐнка к миру, к другим людям, к себе самому. Образовательная программа ДО включает следующие разделы: 1. Целевой: К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребѐнка на этапе завершения дошкольного образования: -ребѐнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; - ребѐнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; -ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребѐнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребѐнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; -творческие способности ребѐнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребѐнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; - у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.; -ребѐнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. -ребѐнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены; -ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы, касающиеся близких и далѐких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живѐт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребѐнка складываются предпосылки грамотности. Ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. 2. Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи: – формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; – формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе); – овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; – овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); – развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений: Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Кабардино-Балкарской Республики. Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: приобщение к истории возникновения родного города (села, поселка); знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими КБР. формирование представлений о достопримечательностях родного района, КБР (его государственных символах); воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду; формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном районе, селе; формирование представлений о животном и растительном мире родного края; ознакомление с картой КБР, района, города; 3. Организационный раздел Включает: – характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; – особенности работы в четырѐх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках; – особенности организации предметно-пространственной развивающей среды; – особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся: В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребѐнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье; равно ответственность родителей и педагогов. На сегодняшний день в дошкольном отделении осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей: - с семьями обучающихся; - с будущими родителями. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся Максимальная открытость образовательной деятельности направлена на становление партнѐрских взаимоотношений педагога с родителями. Основные принципы работы с родителями: активности и сознательности – участие всего коллектива Учреждения и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей; открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в Учреждении; сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения; согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания; воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.