Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.п. Верхний Курп»
РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 11
СОГЛАСОВАНО
на заседании
Управляющего совета
Протокол № 9
от 27 мая 2021 г.
от 28 мая 2021 г.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
2021г.
Утверждаю
Директор школы
__________ Д.Х. Хупова
Приказ №47
от 28 мая 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных
взаимоотношений
с
окружающими
их
людьми.
Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут
реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми
деятельности.
В
центре
программы
воспитания
Муниципального
казенного
общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы
с.п. Верхний Курп» находится личностное развитие обучающихся в
соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных
знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы школы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное
участие в социально-значимой деятельности.
Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в
школе.
1.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Сведения о школе:
МКОУ СОШ с.п. Верхний Курп была создана в 1981 году.
Наша школа на протяжении нескольких лет работает в условиях
непрерывности и преемственности образовательного и воспитательного
процессов через особую адаптивную организацию деятельности по
формированию основ мировосприятия, мировоззрения с раннего детства до
завершения образования в самостоятельную жизнь.
Сейчас в школе сложился сильный, дружный, творческий коллектив
учителей. Из 22 педагогов 8 имеют высшую категорию, 4 – первую
квалификационную категорию.
Все обучающиеся
охвачены дополнительным образованием и
внеурочной деятельностью. На протяжении многих лет школа не имеет
выбывших без уважительной причины учеников. За последние 2 года нет
состоящих на учете в ПДН ОВД.
Воспитательная служба школы:
заместитель директора воспитательной работе – Хаткутова З.А.
имеет высшее педагогическое образование;
старшая вожатая–Шагирова МБ., образование среднее
специальное, педагогическое;
классных руководителей 11, 7 имеют высшее педагогическое
образование, 4 – среднее специальное.
Для реализации Программы имеется необходимая материальная база.
Библиотечно-информационное обеспечение, компьютеры с выходом в
интернет, музыкальный центр, спортивный инвентарь (мячи, скакалки,
шашки, обручи).
С 2018 года является членом Всероссийского военно-патриотического
общественного движения «Юнармия», с 2019 года РДШ.
Школа сотрудничает с предприятиями и учреждениями: ГИБДД ОМВД
по Терскому району, краеведческий музей, пожарная часть г.Терека, ОМП ВР
и ДО Терского района, ЦДТ, Совет ветеранов Терского муниципального
района.
Количество обучающихся в школе- 144, из них I ступень- 57, II ступень72, III ступень- 15.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентира на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды (взаимоотношения, температурный режим, дизайн) для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализации процесса воспитания главным образом через деятельность
в школе детской и молодежной организации, РДШ, Юнармия, которые
объединяют детей и взрослых яркими и содержательными событиями,
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- организации основных совместных дел школьников и педагогов, как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как
условий его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
- ключевые общешкольные дела;
-коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ и результатов совместных дел педагогов и
школьников;
- активизация роли учащихся в совместных делах (от наблюдателя до
организатора, лидера);
- поощрение
конструктивного межклассного и межвозрастного
взаимодействия школьников в проводимых общешкольных делах;
- формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков,
студий, секций, профильных отрядов и детских объединениях, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевыми фигурами
воспитания в школе являются классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностноразвивающую,
организационную,
посредническую
(в
разрешении
конфликтов) функции, педагог дополнительного образования и педагогорганизатор, реализующие организацию и проведение
коллективнотворческих дел, общешкольные мероприятия.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания
российских школьников, современный национальный идеал личности,
воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая
цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное
развитие школьников, проявляющееся:
1)
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально
значимых знаний);
2)
в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3)
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Задачи:
1) использовать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классов в жизни школы;
2) реализовывать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии, профильные
отряды и иные объединения, работающие по школьным программам
внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их
воспитательные возможности;
4) продолжить профориентационную работу со школьниками через
проект «Билет в будущее», экскурсии, встречи;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классов и объединений; продолжить
деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений, отрядов («Свой голос», РДШ, ВВПОД «Юнармия»,
«Эдельвейс» и др.);
6) использовать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
7) продолжить работу по оформлению интерьера школьных помещений
через конкурс проектов, эскизов, выставок;
8) продолжить работу выпуска школьной газеты «Школьная жизнь» и
участия в информационном сайте школы.
9) продолжить работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, родительским активом направленную на
совместное решение проблем личностного развития детей.
Конкретизация общей цели и задач воспитания применительно к
возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней
следующие целевые приоритеты воспитании
детей младшего
школьного возраста:
Создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
Нормы и традиции поведения школьника:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),
братом(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями
вклассе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно,
без помощи старших.
Целевой приоритет для учащихся основного общего образования
создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и само
реализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Целевой приоритет для учащихся среднего общего образования:
-создание благоприятных условий для приобретения школьниками
опыта осуществления социально значимых дел.
Практический опыт, который они могут приобрести в школе:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Классное руководство и наставничество»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с
классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями
учащихся или их законными представителями.
Работа с классом:
-инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и
анализе;
-организация интересных и полезных совместных дел с учащимися
класса для личностного развития ребенка в познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной направленности;
-проведение классных часов для плодотворного и доверительного
общения классного руководителя и школьников, основанных на принципах
уважительного отношения к личности ребенка и
тематического классного часа один раз в месяц;
-сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения детей, внутриклассные «огоньки» и конкурсные программы; -
выработка совместно со школьниками законов и традиции класса,
обсуждение Устава школы;
Индивидуальная работа с учащимися школы:
-изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением в их повседневной жизни.
-поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.).
-индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в
ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в
начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют
свои успехи и неудачи.
-коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями.
Работа с учителями, преподающими в классе:
-регулярные консультации классного руководителя с учителям и
предметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
-привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
-регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
-помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
-организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников
через родительский лекторий;
-создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в решении вопросов в воспитании и обучении их детей и
благоустройстве классных кабинетов.
-привлечение членов семей школьников к организации и проведению
праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и
школы.
3.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
-установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
-организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской и проектной
деятельности школьников в рамках реализации ими разработанных проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и
дополнительного образования преимущественно осуществляется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность.
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях, профильных
отрядах для объединения детей и педагогов общими позитивными эмоциями
и доверительными отношениями друг к другу;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация
воспитательного
потенциала
курсов
внеурочной
деятельности и дополнительного образования происходит в рамках
следующих выбранных школьниками видов деятельности:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, проектная деятельность, направленная на
передачу
школьникам
социально-значимых
знаний,
развивающих
любознательность и интерес к проблемам села, края, страны;
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной
деятельности: спортивные секции, профильный отряд ЮИД, юнармейцы,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного
отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности:, «Юные
инспектора дорожного движения», «Юнармия», отряд волонтёров
«Эдельвейс», направленные на развитие творческих способностей
школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к
физическому труду.
Игровая деятельность представлена объединением дополнительного
образования «Квант» для учащихся 3-6 классов, направленное на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая
профориентационно
значимые
проблемные
ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
• профориентационные игры: деловые и ролевые игры, квесты,
решение кейсов, расширяющие знания школьников о типах профессий, о
способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
• посещение ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних
специальных учебных заведениях и вузах;
• организация на базе Читинской детской железной дороге практики, в
работе которых принимают участие инструкторы в области
профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или
иными железнодорожными профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в
себе соответствующие навыки.
• участие в работе Всероссийского профориентационного проекта,
«Билет в Будущее» созданного в сети интернет: просмотр лекций, решение
учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение
открытых уроков;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу школы,
или в рамках курсов дополнительного образования.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Поскольку учащимися школы не всегда удается самостоятельно организовать
свою деятельность, то в детское самоуправление введена функция педагогакуратора.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
• через деятельность Совета командиров, объединяющего командиров
классов для облегчения распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от классных коллективов;
• через работу постоянно действующего школьного актива, (штаб РДШ,
Совет Старшеклассников «Свой голос», ВВПОД «Юнармия», волонтерский
отряд «Эдельвейс»), инициирующего и организующего проведение
личностно - значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов,
фестивалей, праздников, акции, флешмобов и т.д);
• через деятельность творческих советов дела, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций и т.п.;
• через деятельность созданного Совета примирения из наиболее
авторитетных старшеклассников и социальных педагогов по урегулированию
конфликтных ситуаций в школе;
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса командиров, представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
• через деятельность Советов классов
отвечающих за различные
направления работы;
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и дежурством по классу и
школе.
3.6. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных
дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них
большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их
общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.
Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий,
организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие
формы работы.
На внешкольном уровне:
• социальные проекты – ежегодно
совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами, и представленные на конкурс
проектов, исследовательские работы;
• открытые дискуссионные площадки с приглашением представителей
других школ, власти общественности, на которых обсуждаются
поведенческие, нравственные, волонтёрские, юнармейские, социальные,
проблемы, касающиеся жизни школы, села, района;
• проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники улицы, трудовые десанты,
которые открывают возможности для творческой самореализации
школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
• организация общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
общешкольные праздники– (театрализованные спектакли и конкурсы,
литературные конкурсы чтецов, выставки- ярмарки, конкурсы творчества и
др.).
• торжественные ритуалы посвящения в первоклассники, пятиклассники,
РДШ, Юнармию, символизирующие приобретение ими новых социальных
статусов .
• церемонии награждения школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы на еженедельных школьных рабочих
линейках и по итогам года.
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых
дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы.
• индивидуальная помощь ребенку в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения
и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы
с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые
могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в
следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы.
•
3.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
• оформление интерьера школьных помещений (коридоров, рекреаций,
залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация,
которая может служить хорошим средством разрушения негативных
установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
• размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин
определенного художественного стиля, знакомящего школьников с
разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе;
• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллеи и сквера
Памяти, оборудование во дворе школы, спортивных и игровых площадок,
автогородка
доступных и приспособленных для школьников разных
возрастных категорий, позволяющих разделить свободное пространство
школы на зоны активного и тихого отдыха;
• поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей,
отражающих спортивные достижения школы;
• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
• событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
• совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
• регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории.
3.8. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа– развитие коммуникативной культуры
школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных
медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
• разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение
через школьную газету, «Школьная жизнь» наиболее интересных
моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых
дел, кружков, секций, деятельности органов ученического
самоуправления;
• школьная газета «Школьная жизнь», здесь организуются конкурсы
рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научнопопулярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением
значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
• школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и
педагогов,
поддерживающее
интернет-сайт
школы
и
соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения
деятельности образовательной организации в информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и
родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы
вопросы;
• участие школьников в конкурсах , проектах школьных медиа.
3.9. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
• Управляющий Совет школы и родительские комитеты классов,
участвующие в управлении школы и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;
• родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с
приглашением специалистов;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать
школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о
ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
• общешкольные родительские конференции, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
• родительские форумы при классных интернет-сайтах, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы.
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности, в текущем ремонте школы и классных кабинетов;
• индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения.
Анализ осуществляется силами классных руководителей, социальных
педагогов, заместителем
директора по воспитательной работе с
привлечением экспертов самой образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ
воспитательного процесса в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный
процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального так и
стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе
воспитательного процесса являются следующие:
1.
Результаты
воспитания,
социализации
и
саморазвития
школьников(какова динамика личностного развития школьников каждого
класса; какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
школьников удалось решить; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?)
2.
Воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли
педагоги затруднения в определении цели и задач своей воспитательной
деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного
потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к
формированию вокруг себя привлекательных для школьников детсковзрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения со школьниками;
складываются ли у них доверительные отношения со школьниками; являются
ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми?)
3.
Управление воспитательным процессом в образовательной
организации (имеют ли педагоги чёткое представление о нормативнометодических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе,
о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности;
создаются ли школьной администрацией условия для профессионального
роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за
хорошую воспитательную работу со школьниками?)
4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной
организации (в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах,
необходимых для организации воспитательного процесса, особенно
нуждается школа – с учётом ее реальных возможностей; какие имеющиеся у
школы ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в
обновлении?)
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.