Урок русского языка на тему «Не с глаголами» в 5 классе. Тип урока: Комбинированный, урок усвоения новых знаний на основе изученного в начальной школе. Цели урока: 1) знать правило написания Не с глаголами;уметь раздельно писать Не с глаголами, слитно – те глаголы, которые без Не не употребляются; 2) уметь с помощью развѐрнутого алгоритма применять правило правописания Не с глаголами;употреблять глаголы с Не в речи; 3) на примере художественных текстов воспитывать у учащихся чувство дружбы. Ход урока : 1.Оргмомент. 2.Целеполагание -Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о глаголе, о его значении, морфологических и синтаксических признаках. Поговорим также и о правописании глагола, его орфограммах. Страшен лес в непогоду. Под напором ветра жалобно стонут и гнутся к земле деревья. Они уже не борются с ним. Дождь бьет по листьям, и они становятся похожими на жалкие лохмотья. Под натиском осенних дождей и первых холодов сдаются растения: цветы, травы, кусты. Только краснеют кисти рябин, а плоды шиповника висят, как блестящие елочные шарики. Погода неистовствует. 3. Актуализация знаний орфографических правил - А сейчас, чтобы вспомнить правописание глаголов, мы с вами поиграем. Игра эта орфографическая и называется «Третий лишний». Вы должны в ряду слов найти лишнее по какому-либо признаку и записать его 1)Удивляться, сомневаться, поднимается. 2)Ночь, прилечь, дочь. 3)Рисуешь, тушь, рожь. 4)Недоумение, ненависть, негодовать. 5)Не хочу, не могу, недомогаю. 4. Работа по теме урока - Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании не с глаголами. Что вы помните по этой теме из начальных классов? Задача нашего урока - закрепить ваши знания о раздельном написании Не с глаголами на практике. 1)Закончите пословицы (слова в скобках закрыты). Слово не воробей, вылетит не поймаешь. Крепкую дружбу и топором ( (не) разрубишь). 5. Изучение нового материала Работа с учебником - Давайте посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме (стр.231, п.107). 1) Прочитайте правило про себя. Обратите внимание на обозначение орфограммы. 2) Что нового увидели в этом правиле? (Что есть глаголы, которые с не пишутся слитно). Для того чтобы выяснить, почему же в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголами, мы решим Лингвистическую задачу. Сопоставьте (устно) примеры. Неприятель взял город в осаду. Не приятели это были, а враги. Чем является не В первом предложении и чем - во втором? ( Приставкой, частицей). Чем же будет Не в словах Ненавидеть, негодовать, недоумевать? ( Не Является частью корня. Без неѐ эти слова не употребляются. Не в таких словах пишется слитно. Правописание этих слов нужно запоминать.) 6. Словарно-орфографическая работа Что же это за слова и каково их значение? В случае затруднения обратитесь к толковому словарю. Недомогать-болеть. Ненавидеть - испытывать ненависть. Неволить - принуждать что-то сделать против желания. Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чѐм дело. Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство. Неистовствовать - безудержно буйствовать. Кстати, слова, к которым присоединилось Не, Исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» - позволять, быть довольным, «навидеть» - охотно смотреть. Чтобы лучше запомнить правописание глаголов, которые с не пишутся слитно, выполним упражнение в учебнике (с.232, упр.614). 7. Физкультминутка Продолжаем работу. 8. Алгоритм «Не с глаголами» Обобщим всѐ сказанное о правописании Не с глаголами в виде алгоритма. 1)Посмотри, употребляется ли глагол без Не? Да - Нет Пиши раздельно пиши Слитно (не буду, не могу, (ненавидеть, негодовать) Не хочу) 9. Творческая работа «Правила поведения на уроке» Составить правила поведения на уроке употребив глаголы с частицей не по картинке. ( выполняется в парах, затем каждая пара зачитывает свой правило) Не опаздывай в школу. Не разговаривай на уроке. Не мешай своему соседу по парте. Не рисуй на партах. Не дѐргай девочек за косички. Не жуй после звонка на урок. 10. Вывод: чему учились на уроке? Не с глаголом отдельно пиши: Не сердись, не скучай, не спеши. Не выучил - не делай, Не знаешь - не спеши. С глаголами отдельно частицу не пиши. Но не забывай о глаголах-исключениях, которые без Не не употребляются и поэтому пишутся слитно. 11.Домашнее задание. п.108, упр.616. Спасибо за работу. Удачи в учѐбе! Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)