Программа воспитания

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.п. Верхний Курп»

РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 11

СОГЛАСОВАНО
на заседании
Управляющего совета
Протокол № 9

от 27 мая 2021 г.

от 28 мая 2021 г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

2021г.

Утверждаю
Директор школы
__________ Д.Х. Хупова
Приказ №47
от 28 мая 2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных
взаимоотношений
с
окружающими
их
людьми.
Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут
реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми
деятельности.
В
центре
программы
воспитания
Муниципального
казенного
общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы
с.п. Верхний Курп» находится личностное развитие обучающихся в
соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных
знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы школы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное
участие в социально-значимой деятельности.
Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в
школе.

1.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Сведения о школе:
МКОУ СОШ с.п. Верхний Курп была создана в 1981 году.
Наша школа на протяжении нескольких лет работает в условиях
непрерывности и преемственности образовательного и воспитательного
процессов через особую адаптивную организацию деятельности по
формированию основ мировосприятия, мировоззрения с раннего детства до
завершения образования в самостоятельную жизнь.
Сейчас в школе сложился сильный, дружный, творческий коллектив
учителей. Из 22 педагогов 8 имеют высшую категорию, 4 – первую
квалификационную категорию.
Все обучающиеся
охвачены дополнительным образованием и
внеурочной деятельностью. На протяжении многих лет школа не имеет
выбывших без уважительной причины учеников. За последние 2 года нет
состоящих на учете в ПДН ОВД.
Воспитательная служба школы:
 заместитель директора воспитательной работе – Хаткутова З.А.
имеет высшее педагогическое образование;
 старшая вожатая–Шагирова МБ., образование среднее
специальное, педагогическое;
 классных руководителей 11, 7 имеют высшее педагогическое
образование, 4 – среднее специальное.
Для реализации Программы имеется необходимая материальная база.
Библиотечно-информационное обеспечение, компьютеры с выходом в
интернет, музыкальный центр, спортивный инвентарь (мячи, скакалки,
шашки, обручи).
С 2018 года является членом Всероссийского военно-патриотического
общественного движения «Юнармия», с 2019 года РДШ.
Школа сотрудничает с предприятиями и учреждениями: ГИБДД ОМВД
по Терскому району, краеведческий музей, пожарная часть г.Терека, ОМП ВР
и ДО Терского района, ЦДТ, Совет ветеранов Терского муниципального
района.
Количество обучающихся в школе- 144, из них I ступень- 57, II ступень72, III ступень- 15.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентира на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды (взаимоотношения, температурный режим, дизайн) для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализации процесса воспитания главным образом через деятельность
в школе детской и молодежной организации, РДШ, Юнармия, которые
объединяют детей и взрослых яркими и содержательными событиями,

общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- организации основных совместных дел школьников и педагогов, как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как
условий его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
- ключевые общешкольные дела;
-коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ и результатов совместных дел педагогов и
школьников;
- активизация роли учащихся в совместных делах (от наблюдателя до
организатора, лидера);
- поощрение
конструктивного межклассного и межвозрастного
взаимодействия школьников в проводимых общешкольных делах;
- формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков,
студий, секций, профильных отрядов и детских объединениях, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевыми фигурами
воспитания в школе являются классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностноразвивающую,
организационную,
посредническую
(в
разрешении
конфликтов) функции, педагог дополнительного образования и педагогорганизатор, реализующие организацию и проведение
коллективнотворческих дел, общешкольные мероприятия.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания
российских школьников, современный национальный идеал личности,
воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая
цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное
развитие школьников, проявляющееся:
1)
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально
значимых знаний);
2)
в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3)
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).

Задачи:
1) использовать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классов в жизни школы;
2) реализовывать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии, профильные
отряды и иные объединения, работающие по школьным программам
внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их
воспитательные возможности;
4) продолжить профориентационную работу со школьниками через
проект «Билет в будущее», экскурсии, встречи;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классов и объединений; продолжить
деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений, отрядов («Свой голос», РДШ, ВВПОД «Юнармия»,
«Эдельвейс» и др.);
6) использовать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
7) продолжить работу по оформлению интерьера школьных помещений
через конкурс проектов, эскизов, выставок;
8) продолжить работу выпуска школьной газеты «Школьная жизнь» и
участия в информационном сайте школы.
9) продолжить работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, родительским активом направленную на
совместное решение проблем личностного развития детей.
Конкретизация общей цели и задач воспитания применительно к
возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней
следующие целевые приоритеты воспитании
детей младшего
школьного возраста:
Создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
Нормы и традиции поведения школьника:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),
братом(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями
вклассе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно,
без помощи старших.
Целевой приоритет для учащихся основного общего образования
создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и само
реализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Целевой приоритет для учащихся среднего общего образования:

-создание благоприятных условий для приобретения школьниками
опыта осуществления социально значимых дел.
Практический опыт, который они могут приобрести в школе:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Классное руководство и наставничество»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с
классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями
учащихся или их законными представителями.
Работа с классом:
-инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и
анализе;
-организация интересных и полезных совместных дел с учащимися
класса для личностного развития ребенка в познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной направленности;
-проведение классных часов для плодотворного и доверительного
общения классного руководителя и школьников, основанных на принципах
уважительного отношения к личности ребенка и
тематического классного часа один раз в месяц;
-сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения детей, внутриклассные «огоньки» и конкурсные программы; -

выработка совместно со школьниками законов и традиции класса,
обсуждение Устава школы;
Индивидуальная работа с учащимися школы:
-изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением в их повседневной жизни.
-поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.).
-индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в
ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в
начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют
свои успехи и неудачи.
-коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями.
Работа с учителями, преподающими в классе:
-регулярные консультации классного руководителя с учителям и
предметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
-привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
-регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
-помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
-организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников
через родительский лекторий;
-создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в решении вопросов в воспитании и обучении их детей и
благоустройстве классных кабинетов.
-привлечение членов семей школьников к организации и проведению
праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и
школы.
3.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:

-установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
-организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской и проектной
деятельности школьников в рамках реализации ими разработанных проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и
дополнительного образования преимущественно осуществляется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность.

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях, профильных
отрядах для объединения детей и педагогов общими позитивными эмоциями
и доверительными отношениями друг к другу;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация
воспитательного
потенциала
курсов
внеурочной
деятельности и дополнительного образования происходит в рамках
следующих выбранных школьниками видов деятельности:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, проектная деятельность, направленная на
передачу
школьникам
социально-значимых
знаний,
развивающих
любознательность и интерес к проблемам села, края, страны;
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной
деятельности: спортивные секции, профильный отряд ЮИД, юнармейцы,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного
отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности:, «Юные
инспектора дорожного движения», «Юнармия», отряд волонтёров
«Эдельвейс», направленные на развитие творческих способностей
школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к
физическому труду.
Игровая деятельность представлена объединением дополнительного
образования «Квант» для учащихся 3-6 классов, направленное на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая
профориентационно
значимые
проблемные
ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
• профориентационные игры: деловые и ролевые игры, квесты,
решение кейсов, расширяющие знания школьников о типах профессий, о

способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
• посещение ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних
специальных учебных заведениях и вузах;
• организация на базе Читинской детской железной дороге практики, в
работе которых принимают участие инструкторы в области
профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или
иными железнодорожными профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в
себе соответствующие навыки.
• участие в работе Всероссийского профориентационного проекта,
«Билет в Будущее» созданного в сети интернет: просмотр лекций, решение
учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение
открытых уроков;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу школы,
или в рамках курсов дополнительного образования.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Поскольку учащимися школы не всегда удается самостоятельно организовать
свою деятельность, то в детское самоуправление введена функция педагогакуратора.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
• через деятельность Совета командиров, объединяющего командиров
классов для облегчения распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от классных коллективов;
• через работу постоянно действующего школьного актива, (штаб РДШ,
Совет Старшеклассников «Свой голос», ВВПОД «Юнармия», волонтерский
отряд «Эдельвейс»), инициирующего и организующего проведение
личностно - значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов,
фестивалей, праздников, акции, флешмобов и т.д);
• через деятельность творческих советов дела, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций и т.п.;
• через деятельность созданного Совета примирения из наиболее
авторитетных старшеклассников и социальных педагогов по урегулированию
конфликтных ситуаций в школе;
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса командиров, представляющих интересы класса в

общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
• через деятельность Советов классов
отвечающих за различные
направления работы;
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и дежурством по классу и
школе.
3.6. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных
дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них
большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их
общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.
Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий,
организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие
формы работы.
На внешкольном уровне:
• социальные проекты – ежегодно
совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами, и представленные на конкурс
проектов, исследовательские работы;
• открытые дискуссионные площадки с приглашением представителей
других школ, власти общественности, на которых обсуждаются
поведенческие, нравственные, волонтёрские, юнармейские, социальные,
проблемы, касающиеся жизни школы, села, района;
• проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники улицы, трудовые десанты,
которые открывают возможности для творческой самореализации
школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.

На школьном уровне:
• организация общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;

общешкольные праздники– (театрализованные спектакли и конкурсы,
литературные конкурсы чтецов, выставки- ярмарки, конкурсы творчества и
др.).
• торжественные ритуалы посвящения в первоклассники, пятиклассники,
РДШ, Юнармию, символизирующие приобретение ими новых социальных
статусов .
• церемонии награждения школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы на еженедельных школьных рабочих
линейках и по итогам года.
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых
дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы.
• индивидуальная помощь ребенку в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения
и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы
с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые
могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в
следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы.
•

3.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком

школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
• оформление интерьера школьных помещений (коридоров, рекреаций,
залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация,
которая может служить хорошим средством разрушения негативных
установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
• размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин
определенного художественного стиля, знакомящего школьников с
разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе;
• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллеи и сквера
Памяти, оборудование во дворе школы, спортивных и игровых площадок,
автогородка
доступных и приспособленных для школьников разных
возрастных категорий, позволяющих разделить свободное пространство
школы на зоны активного и тихого отдыха;
• поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей,
отражающих спортивные достижения школы;
• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
• событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
• совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
• регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории.

3.8. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа– развитие коммуникативной культуры
школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных
медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
• разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение
через школьную газету, «Школьная жизнь» наиболее интересных
моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых

дел, кружков, секций, деятельности органов ученического
самоуправления;
• школьная газета «Школьная жизнь», здесь организуются конкурсы
рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научнопопулярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением
значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
• школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и
педагогов,
поддерживающее
интернет-сайт
школы
и
соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения
деятельности образовательной организации в информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и
родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы
вопросы;
• участие школьников в конкурсах , проектах школьных медиа.

3.9. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
• Управляющий Совет школы и родительские комитеты классов,
участвующие в управлении школы и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;
• родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с
приглашением специалистов;

• родительские дни, во время которых родители могут посещать
школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о
ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
• общешкольные родительские конференции, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
• родительские форумы при классных интернет-сайтах, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы.
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности, в текущем ремонте школы и классных кабинетов;
• индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.

4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения.
Анализ осуществляется силами классных руководителей, социальных
педагогов, заместителем
директора по воспитательной работе с
привлечением экспертов самой образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ
воспитательного процесса в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный
процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а

качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального так и
стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе
воспитательного процесса являются следующие:
1.
Результаты
воспитания,
социализации
и
саморазвития
школьников(какова динамика личностного развития школьников каждого
класса; какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
школьников удалось решить; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?)
2.
Воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли
педагоги затруднения в определении цели и задач своей воспитательной
деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного
потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к
формированию вокруг себя привлекательных для школьников детсковзрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения со школьниками;
складываются ли у них доверительные отношения со школьниками; являются
ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми?)
3.
Управление воспитательным процессом в образовательной
организации (имеют ли педагоги чёткое представление о нормативнометодических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе,
о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности;
создаются ли школьной администрацией условия для профессионального
роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за
хорошую воспитательную работу со школьниками?)
4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной
организации (в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах,
необходимых для организации воспитательного процесса, особенно
нуждается школа – с учётом ее реальных возможностей; какие имеющиеся у
школы ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в
обновлении?)
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».