Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.п. Верхний Курп» РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета Протокол № 11 СОГЛАСОВАНО на заседании Управляющего совета Протокол № 9 от 27 мая 2021 г. от 28 мая 2021 г. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 2021г. Утверждаю Директор школы __________ Д.Х. Хупова Приказ №47 от 28 мая 2021г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы с.п. Верхний Курп» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Сведения о школе: МКОУ СОШ с.п. Верхний Курп была создана в 1981 году. Наша школа на протяжении нескольких лет работает в условиях непрерывности и преемственности образовательного и воспитательного процессов через особую адаптивную организацию деятельности по формированию основ мировосприятия, мировоззрения с раннего детства до завершения образования в самостоятельную жизнь. Сейчас в школе сложился сильный, дружный, творческий коллектив учителей. Из 22 педагогов 8 имеют высшую категорию, 4 – первую квалификационную категорию. Все обучающиеся охвачены дополнительным образованием и внеурочной деятельностью. На протяжении многих лет школа не имеет выбывших без уважительной причины учеников. За последние 2 года нет состоящих на учете в ПДН ОВД. Воспитательная служба школы: заместитель директора воспитательной работе – Хаткутова З.А. имеет высшее педагогическое образование; старшая вожатая–Шагирова МБ., образование среднее специальное, педагогическое; классных руководителей 11, 7 имеют высшее педагогическое образование, 4 – среднее специальное. Для реализации Программы имеется необходимая материальная база. Библиотечно-информационное обеспечение, компьютеры с выходом в интернет, музыкальный центр, спортивный инвентарь (мячи, скакалки, шашки, обручи). С 2018 года является членом Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», с 2019 года РДШ. Школа сотрудничает с предприятиями и учреждениями: ГИБДД ОМВД по Терскому району, краеведческий музей, пожарная часть г.Терека, ОМП ВР и ДО Терского района, ЦДТ, Совет ветеранов Терского муниципального района. Количество обучающихся в школе- 144, из них I ступень- 57, II ступень72, III ступень- 15. Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе; - ориентира на создание в образовательной организации психологически комфортной среды (взаимоотношения, температурный режим, дизайн) для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализации процесса воспитания главным образом через деятельность в школе детской и молодежной организации, РДШ, Юнармия, которые объединяют детей и взрослых яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организации основных совместных дел школьников и педагогов, как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условий его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - ключевые общешкольные дела; -коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ и результатов совместных дел педагогов и школьников; - активизация роли учащихся в совместных делах (от наблюдателя до организатора, лидера); - поощрение конструктивного межклассного и межвозрастного взаимодействия школьников в проводимых общешкольных делах; - формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций, профильных отрядов и детских объединениях, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевыми фигурами воспитания в школе являются классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностноразвивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции, педагог дополнительного образования и педагогорганизатор, реализующие организацию и проведение коллективнотворческих дел, общешкольные мероприятия. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Задачи: 1) использовать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классов в жизни школы; 2) реализовывать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии, профильные отряды и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности; 4) продолжить профориентационную работу со школьниками через проект «Билет в будущее», экскурсии, встречи; 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классов и объединений; продолжить деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений, отрядов («Свой голос», РДШ, ВВПОД «Юнармия», «Эдельвейс» и др.); 6) использовать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 7) продолжить работу по оформлению интерьера школьных помещений через конкурс проектов, эскизов, выставок; 8) продолжить работу выпуска школьной газеты «Школьная жизнь» и участия в информационном сайте школы. 9) продолжить работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, родительским активом направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Конкретизация общей цели и задач воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты воспитании детей младшего школьного возраста: Создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Нормы и традиции поведения школьника: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями вклассе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Целевой приоритет для учащихся основного общего образования создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и само реализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Целевой приоритет для учащихся среднего общего образования: -создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Практический опыт, который они могут приобрести в школе: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Классное руководство и наставничество» Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классом: -инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; -организация интересных и полезных совместных дел с учащимися класса для личностного развития ребенка в познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности; -проведение классных часов для плодотворного и доверительного общения классного руководителя и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка и тематического классного часа один раз в месяц; -сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, внутриклассные «огоньки» и конкурсные программы; - выработка совместно со школьниками законов и традиции класса, обсуждение Устава школы; Индивидуальная работа с учащимися школы: -изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением в их повседневной жизни. -поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.). -индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. -коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями. Работа с учителями, преподающими в классе: -регулярные консультации классного руководителя с учителям и предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; -проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; -привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: -регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; -помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; -организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников через родительский лекторий; -создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в решении вопросов в воспитании и обучении их детей и благоустройстве классных кабинетов. -привлечение членов семей школьников к организации и проведению праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. 3.2. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: -установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; -применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; -включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; -организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; -инициирование и поддержка исследовательской и проектной деятельности школьников в рамках реализации ими разработанных проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность. - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях, профильных отрядах для объединения детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности: Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, проектная деятельность, направленная на передачу школьникам социально-значимых знаний, развивающих любознательность и интерес к проблемам села, края, страны; Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности: спортивные секции, профильный отряд ЮИД, юнармейцы, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности:, «Юные инспектора дорожного движения», «Юнармия», отряд волонтёров «Эдельвейс», направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. Игровая деятельность представлена объединением дополнительного образования «Квант» для учащихся 3-6 классов, направленное на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 3.4. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; • профориентационные игры: деловые и ролевые игры, квесты, решение кейсов, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; • экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; • посещение ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; • организация на базе Читинской детской железной дороге практики, в работе которых принимают участие инструкторы в области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными железнодорожными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки. • участие в работе Всероссийского профориентационного проекта, «Билет в Будущее» созданного в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков; • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования. 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимися школы не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, то в детское самоуправление введена функция педагогакуратора. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом: На уровне школы: • через деятельность Совета командиров, объединяющего командиров классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; • через работу постоянно действующего школьного актива, (штаб РДШ, Совет Старшеклассников «Свой голос», ВВПОД «Юнармия», волонтерский отряд «Эдельвейс»), инициирующего и организующего проведение личностно - значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, праздников, акции, флешмобов и т.д); • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; • через деятельность созданного Совета примирения из наиболее авторитетных старшеклассников и социальных педагогов по урегулированию конфликтных ситуаций в школе; На уровне классов: • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса командиров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; • через деятельность Советов классов отвечающих за различные направления работы; На индивидуальном уровне: • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и дежурством по классу и школе. 3.6. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы. На внешкольном уровне: • социальные проекты – ежегодно совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами, и представленные на конкурс проектов, исследовательские работы; • открытые дискуссионные площадки с приглашением представителей других школ, власти общественности, на которых обсуждаются поведенческие, нравственные, волонтёрские, юнармейские, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, села, района; • проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники улицы, трудовые десанты, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. На школьном уровне: • организация общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; общешкольные праздники– (театрализованные спектакли и конкурсы, литературные конкурсы чтецов, выставки- ярмарки, конкурсы творчества и др.). • торжественные ритуалы посвящения в первоклассники, пятиклассники, РДШ, Юнармию, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов . • церемонии награждения школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы на еженедельных школьных рабочих линейках и по итогам года. На уровне классов: • выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы. • индивидуальная помощь ребенку в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. • 3.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: • оформление интерьера школьных помещений (коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе; • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллеи и сквера Памяти, оборудование во дворе школы, спортивных и игровых площадок, автогородка доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; • поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей, отражающих спортивные достижения школы; • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории. 3.8. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа– развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: • разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение через школьную газету, «Школьная жизнь» наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; • школьная газета «Школьная жизнь», здесь организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научнопопулярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем; • школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы; • участие школьников в конкурсах , проектах школьных медиа. 3.9. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: • Управляющий Совет школы и родительские комитеты классов, участвующие в управлении школы и решении вопросов воспитания и социализации их детей; • родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; • общешкольные родительские конференции, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; • родительские форумы при классных интернет-сайтах, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы. На индивидуальном уровне: • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности, в текущем ремонте школы и классных кабинетов; • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Анализ осуществляется силами классных руководителей, социальных педагогов, заместителем директора по воспитательной работе с привлечением экспертов самой образовательной организации. Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников(какова динамика личностного развития школьников каждого класса; какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?) 2. Воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для школьников детсковзрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у них доверительные отношения со школьниками; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми?) 3. Управление воспитательным процессом в образовательной организации (имеют ли педагоги чёткое представление о нормативнометодических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности; создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со школьниками?) 4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации (в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для организации воспитательного процесса, особенно нуждается школа – с учётом ее реальных возможностей; какие имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в обновлении?) Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.